Транспортная стратегия России до 2035 года предполагает "безальтернативное" ограничение использования россиянами личных автомобилей в пользу общественного транспорта, пишет в субботу "Коммерсант".

Большое внимание авторы стратегии уделили снижению выбросов в атмосферу. Они отмечают, в частности, что 61% загрязняющих веществ, эмитируемых транспортом, приходится на автотранспорт. Путем обновления парка решить проблему невозможно, говорится в документе, так как 82% вредных выбросов частиц происходит за счет стирания дорожного покрытия и "составных частей" автомобиля.

Поэтому в правительстве говорят о необходимости ограничить использование личных авто, пересаживая их владельцев на общественный транспорт. Такой вариант, сказано в стратегии, является "безальтернативным".

В качестве одного из сценариев рассматривается поэтапное установление ограничений на использование транспортных средств "низких экологических классов", в том числе за счет создания так называемых экологических зон, куда запрещено въезжать машинам с неэкологичными двигателями.

Отметим, что по данным ГИБДД на начало 2021 года, половину всего автопарка России составляют машины с двигателями "Евро-0"—"Евро-3" (максимальный — "Евро-6") либо с вообще неустановленным классом.

В рамках борьбы с шумом от транспорта предлагается ограничивать скоростной режим внутри жилых кварталов, ставить шумозащитные экраны, а также внедрять "цифровые методы контроля уровня шума". Сейчас готовятся промышленные образцы приборов, которым предстоит сертификация. Также нужно законодательно закрепить предельный уровень шума и принять поправки к КоАП со штрафами для нарушителей (составят, предположительно, 5 тыс. руб. - ред.).

В стратегии также упоминается "организация скоростных режимов в соответствии с принципами выделенного доступа", "стимулирование совместного использования транспортных средств" и "нормативно-правовая дифференциация условий использования личного автотранспорта". Можно предположить, что речь идет о распространенном в США и Европе карпулинге, когда по специальной "выделенке" могут ехать только машины не с одним, а несколькими пассажирами.

В рамках перехода на альтернативные виды топлива правительство собирается построить сеть заправок для электромобилей — понадобится около 250 тыс. зарядных станций для европейской части России (сейчас их, по разным оценкам, около 150–200 на всю страну — ред.). На основных трассах появятся также специализированные автосервисы для электромобилей и пункты по утилизации батарей.