Минобороны по году согласовывает обслуживание суперсовременных корветов, хотя называет их самыми перспективными на 40 лет. Суд назвал это злоупотреблением.

Арбитражный суд Москвы не позволил Министерству обороны РФ взыскать с петербургского ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" под 100 млн рублей за задержки при сервисном обслуживании корветов Балтийского флота "Стойкий", "Бойкий", "Стерегущий" и "Сообразительный". Взыскано 7 млн. Такое решение суд опубликовал 3 ноября. Это итог контракта в 467 млн, заключенного военным ведомством с "Северной верфью" весной 2016 года. На процессе вскрылись удивительные особенности отношения ВМФ к собственным кораблям.

Начало банальное: военные не получили отремонтированные корветы в указанный в контракте срок и подали иск на 97.6 млн. Совсем по-другому история звучит после того, как суд разобрался в деталях. Из них можно сделать вывод, что отправленные на техобслуживание корветы Балтийскому флоту, в общем-то, не особенно и нужны.

Корветы проекта 20380 (20385) типа "Стерегущий" - серия российских многоцелевых малых сторожевых кораблей 2-го ранга с управляемым ракетным вооружением ближней и дальней морской зоны. Этот проект на ближайшие 30-40 лет должен стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. На сегодняшний день 10 корветов построены, в боевом составе ВМФ России находятся 8: "Стерегущий", "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий" в составе Балтийского флота; "Совершенный", "Громкий", "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" и "Гремящий" в составе Тихоокеанского флота, ещё 5 строятся. На выходе корветы "Резкий", его достраивает сейчас Амурский судостроительный завод и "Проворный", который доделывает "Северная верфь".

На судебном процессе вскрылось, что Балтийский флот не сумел вовремя предоставить верфи для "Бойкого", "Стерегущего" и "Сообразительного". Более того, суд выяснил, что график предоставления корветов для техобслуживания по данному контракту вообще отсутствовал. А самым впечатляющим оказалось сопоставление сроков взаимодействия исполнителя и заказчика контракта.

Например, командиру "Стойкого" Артуру Гарибяну потребовался почти год, чтобы подписать акт выполненных на его корвете работ. Он получил документ 4 декабря 2018 года, а росчерк пера датируется 5 сентября 2019-го. Еще полгода потребовалось тогдашнему командующему Балтфлота по вооружению, чтобы утвердить его. "Стойкий" же производит впечатление самого ненужного. Работы с ним завершились в декабре 2017 года, о чем составили акт лишь 9 месяцев спустя, где окончание работ отчего-то датировали сентябрем 2018-го.

Суд выявил еще несколько арифметических сбоев при обозначении дат, основным из которых стала забывчивость военных чиновников - дополнениями к контракту они сами сдвинули сроки его исполнения по каждому из четырех корветов на год.

"… вносились изменения в части объемов, видов и стоимости работ, что повлекло смещение сроков выполнения работ на 2018 год, что значительно позже даты, установленной условиями контракта… Доводы истца о … просрочке сдачи работ … признаются судом необоснованными … свидетельствуют о злоупотреблении правом…", - написано в мотивировочной части опубликованного на днях решения Арбитражного суда Москвы.

Суд первой инстанции наказал "Северную верфь" за задержки при исполнении контракта на 6.9 млн рублей. Это в 14 раз меньше требований. Это итог первого раунда. Весной 2022 года, скорее всего, свое мнение об этом выскажет Девятый арбитражный апелляционный суд.

Справка:

По данным системы "СПАРК-Интерфакс" с актуализацией на конец 1 квартала 2021 года ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" на 81.57% принадлежит государственной "Объединенной судостроительной корпорации", на 17.5% - Росимуществу. Возглавляет предприятие бывший губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Выручка компании от продаж за 2019 год указана в размере 20.7 млрд рублей.

На данный момент в арбитражных судах разных инстанций слушается 3 претензии Минобороны к "Северной верфи" общей суммой в 620 млн рублей.