На заре карьеры ее имя Екатерина просто не уместилось на афише. С тех пор она Рина Зелёная. Если вы не знаете ее, то вы родились не в России. Ей – 120. Хочется вспомнить.

Она родилась в еще не красный день календаря, хотя и 7 ноября, ходила в школу при Николае II, пережила две войны, десяток генсеков и ушла из жизни в год распада Союза, в день дурака. Она гоняла бильярдные шары с Маяковским, читала свои рассказы Горькому, подкармливала начинающего поэта Михалкова. Выступала в составе фронтовых концертных бригад с Райкиным, Шульженко и Утесовым, разыгрывала эстрадные сценки с Ильинским, водила дружбу с Ахматовой и Раневской. За полвека переиграла кучу бабушек, прабабушек, комических старух, уборщиц, пассажирок общественного транспорта, ученых дам, певичек и прочих персонажей даже не второго – 3-4-го плана. Как черепаху Тортилу и миссис Хадсон ее знают все, исключений просто нет.

1.jpg Из воспоминаний Рины Зелёной: «На Невском проспекте подошел ко мне однажды поэт Н. Олейников. Здороваясь, он сказал, задумчиво глядя на меня: - В вашей наружности есть то, что мы называем внешностью.» Ист. фото - kino-teatr.ru

Висит один на сцене карлмарксовый портрет

Дебют Рины Зеленой состоялся в 1919 году, в одесском театре-кабаре "К.Р.О.Т." ("Конфеерия Рыцарей Острого Театра"), которым руководил Виктор Типот, в будущем - автор первых советских оперетт "Свадьба в Малиновке" и "Вольный ветер". В КРОТЕе начинающая артистка исполняла частушки и комические куплеты на злобу дня. Например, такие:

Вхожу в одну я залу,

Смотрю народу нет –

Висит один на сцене

Карлмарксовый потрет…

В начале 1920-х Рина Зеленая перебралась в Москву. Здесь снова театр-кабаре, под названием "Нерыдай". Название забавное, но жизнь тяжелая: артистам денег почти не платили, они выступали за кормежку. Коронным номером Зелёной становится изобретенный ею новый эстрадный жанр "чарльстушки".

"Частушечный напев переходил в чарльстон. Актриса неожиданно сбрасывала сарафан ("юбки не надо – спокойней для взгляда") и оказывалась в серебряном костюме гёрл с прикрепленными на нем огромным хвостом и головой петуха ("сбоку перья – для внушения доверия"), на голове оставался все тот же кокошник. Она лихо отплясывала чарльстон, напевая очередную частушку уже в его ритме: "Мы гуляли на балу, /Танцевали парами. /Ели черную икру даже самоварами".

(ист. "Русская советская эстрада 19301945. Очерки истории", М., 1977)

Московская, а затем и ленинградская публика (в городе на Неве актриса выступала в театре "Балаганчик") была покорена природной комедийностью актрисы, а конферансье объявлял ее выступления так: "Актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица с иронически лукавой улыбкой и мгновенной реакцией на окружающее. Если вы скажете мне, что это Рина Зелёная, я не буду возражать".

2.JPG Кабаре «Нерыдай». Рекламное объявление 1922 года. Ист. фото - из коллекции Максима Кравчинского.

Детям о взрослых, взрослым о детях

В 1929 году зрители, знавшие Рину Зелёную лишь как исполнительницу юмористических и лирических песен, неожиданно увидели ее в новом качестве. Дело решил случай: на один из концертов опаздывал аккомпаниатор и, дабы потянуть паузу, организаторы попросили актрису исполнить "хоть что-нибудь". Зелёная вышла на сцену и, запинаясь, детским голоском, протараторила "Мойдодыра" Чуковского. Успех был столь оглушительный, что ей пришлось на ходу сымпровизировать еще несколько миниатюр. Так необыкновенный талант говорить детским голосом породил новое актерское амплуа, благодаря которому Рину Зелёную полюбили миллионы детей и их родителей. Причем актриса имитировала не только детский голос, но и детскую психологию. Для чего с тех пор она не расставалась с блокнотом, куда записывала словечки и разговорчики малышей. Вскоре голос Зелёной зазвучал по радио, а затем в мультфильмах.

"Когда мои выступления стали передавать по радио, в редакции приходило много писем от взрослых. Дети не выступали тогда по радио. Вообще они не были в такой моде, как сейчас, когда они выступают как чтецы-исполнители, докладчики, комментаторы, дикторы, поздравители, разъяснители. Все удивлялись, услышав голос маленького ребенка по радио. Учительница, жившая в одном из отдаленных уголков страны, взволнованно писала: "Я включила приемник с опозданием и не слышала имени малыша, который так чудесно читал стихи. Это было необычайно. Я прошу вас немедленно написать, в чьих руках находится воспитание этого талантливого ребенка".

(ист. – Р. Зелёная, "Разрозненные страницы", М., АСТ, 2016)

3.jpg Голосом Рины Зелёной говорят персонажи многих десятков советских мультфильмов. Один из наиболее известных и узнаваемых – Вовка из «Тридевятого царства». Ист. фото – infourok.ru

Прощай, папа, прощай, мама, я поеду на Кавказ

Летом 1931 года в кинотеатре "Колосс" состоялась премьера первого советского звукового фильма "Путевка в жизнь". В одном только этом столичном кинотеатре его крутили несколько месяцев подряд с утра до вечера при неизменно переполненном зале. Схожая картина наблюдалась по всему Союзу. Для одного из эпизодов режиссеру фильма Николаю Экку понадобилась девочка, которая должна была спеть хулиганскую песню. 30-летняя Рина Зелёная, о внешности которой Вера Инбер писала: "похожа на мальчика, который похож на девочку", подошла на роль идеально. Кстати, блатную песню для своего кинодебюта актриса выбрала сама:

Юха-юха, юха-ха-ха,

Чем я, девочка, плоха?

Юбочка бордовая,

Сама - чернобровая!

На столе стоит чернило,

А в черниле два пера.

Прощай, папа, прощай, мама,

Я поеду на Кавказ!

4.jpg Рина Зелёная, кадр из фильма «Путевка в жизнь» (1931). Ист. фото - kino-teatr.ru

Хватились - пианины нету

Рина Зелёная дружила с популярной детской поэтессой Агнией Барто. На пару они написали сценарий фильма "Подкидыш". Написали без договора с киностудией, просто так. Но детских фильмов катастрофически не хватало, поэтому сценарий немедля взяли в работу. На съемках Зелёная подружилась с Фаиной Раневской. К слову, до сих пор нет однозначного ответа: кто придумал расхожую по сей день фразу "Муля, не нервируй меня!" - Рина Васильевна или Фаина Георгиевна. Обе были актрисами с превосходным чувством юмора и редким даром импровизации. Вот только Зелёная оставалась немного в тени более раскрученной Раневской, и авторство некоторых искрометных шуток первой, случалось, приписывали второй… Уже в процессе съемок, когда потребовалось ввести для оживляжика еще один комический персонаж, Зелёная написала маленькую роль под себя. В "Подкидыше" ее трещотка-домработница Ариша выдает несколько уморительно-смешных перлов, один из которых, наряду с "Мулей", стал точно также узнаваем и цитируем: "У нас вот так вот как раз в 57 квартире старушка одна тоже зашла, попить воды попросила. Попила воды. Потом хватилися - пианины нет!"

5.jpg Рина Зелёная, кадр из фильма "Подкидыш" (1939). Ист. фото - kino-teatr.ru

Тов. Зеленая вместе с боевыми частями прошла через Карпаты

Начало Великой Отечественной войны настигло Рину Васильевну на гастролях, в Куйбышеве. Будучи уже весьма известной и популярной актрисой, она добровольцем попросилась на фронт, и ее определили в концертную фронтовую бригаду Аркадия Райкина. В ноябре 1944 года актриса удостоилась боевой награды – тов. Зелёную наградили орденом Красной Звезды. Год спустя, будучи с концертами в освобожденном от нацистов Берлине, Екатерина Васильевна расписалась на стенах рейхстага, пристроив свою фамилию между записями артиллериста Алексеева и капитана 3-го ранга Бутенко.

6.jpg Выписка из приказа о награждении. Ист. фото - podvignaroda.ru

Такие губы уже не носят

В 1946 году Григорий Александров снимал музыкальную комедию "Весна". Разумеется, со своей супругой Орловой в главной роли. Но на главной Зелёная и не настаивала, ей был нужен эпизод. Любой. И она заявилась к Александрову:

"- Давайте мне роль в новой картине. Вы обещали.

Он отвечает:

- Нету ни одной женской роли.

Я говорю:

- Давайте мужскую.

Он отвечает:

- Ее выбросили. Это роль парикмахера-гримера.

Но все-таки Григорий Васильевич прислал мне сценарий, и я сама написала роль гримерши, которая говорит Любови Орловой, то есть ее героине: "Такие губы теперь не носят!".

(ист. – Р. Зелёная, "Разрозненные страницы", М., АСТ, 2016)

Суммарного экранного времени у Зелёной в "Весне" - минуты не наберется. Между тем, та самая фраза про "губы", вкупе с экспертным заключением гримерши "Средняя пухлость. Сексапил №4", ушли в народ.

7.jpg Рина Зелёная, кадр из фильма "Весна" (1947). Ист. фото - kino-teatr.ru

Я сама была такою 300 лет тому назад

Теперь это трудно представить, но поначалу роль черепахи Тортилы режиссер Нечаев предлагал Раневской, которой на тот момент было почти 80. Фаина Георгиевна предсказуемо отказалась, отшутившись, мол, сыграю лишь в том случае, если съемки будут проходить в моем подъезде. А вот 73-летняя "молодуха" Зелёная за роль ухватилась: в "Приключениях Буратино" предполагалось много музыки и песен, и Екатерине Васильевне захотелось тряхнуть стариной. Правда, с чисто женским кокетством она наотрез отказалась исполнять изначальный 2-й куплет песни. Пришлось его попросту выбросить, а звучал он так:

Мне казалось, счастье рядом,

Только лапу протяни,

Но осенним листопадом

Прошуршали лета дни.

Старость все-таки не радость,

Люди правду говорят:

Как мне счастье улыбалось

Триста лет тому назад.

Встречу Буратино с черепахой Тортилой снимали под Минском на специально выкопанном пруде. Причем снимали в ноябре.

Рассказывает Дмитрий Иосифов, исполнитель роли Буратино: "Температура воздуха плюс восемь, вода - плюс четыре, а я в тонкой курточке сижу на листе "кувшинки", который лежит на обычной надутой камере. В общем, пару раз перевернулся. Всякий раз съемки останавливались, меня растирали спиртом. Девчонкам, изображавшим лягушек, приходилось еще хуже. Им регулярно приходилось бултыхаться в воду и в конце концов Тортила - Рина Зеленая заявила режиссеру: "Если еще раз будешь снимать дубль и заставишь детей лезть в холодную воду, сажусь в машину и уезжаю!" Зеленая прилетела в Белоруссию только на один день, у нее накануне умерла единственная сестра. Она была такая печальная, рассказывала грустные истории. По рекомендациям врачей ей надо было постоянно двигаться. Она опиралась на меня, и мы с ней медленно гуляли вокруг пруда."

(ист. - Экспресс газета – online, 13.01.2006)

Фильм вышел на телеэкраны в 1975-м, в год 30-летия Победы. Сейчас уже мало кто задумывается о том, что в любимых, смотренных-пересмотренных "Приключениях Буратино" снялись сразу пять актеров-фронтовиков. Помимо Рины Зелёной это: Николай Гринько (папа Карло), Юрий Катин-Ярцев (Джузеппе), Владимир Этуш (Карабас) и Владимир Басов (Дуремар). Ну а два года спустя Рина Зелёная снова сыграла у Нечаева. И снова в сказке. На сей раз - про Красную Шапочку. И снова спела, дуэтом с Евгением Евстигнеевым.

8.jpg Рина Зелёная, кадр из фильма "Приключения Буратино" (1975). Ист. фото - kino-teatr.ru

Последняя роль Рины Зелёной – миссис Хадсон, хозяйка квартиры на Бейкер-стрит. Как и у Тортилы, индекс узнаваемости образа – 100%-ный. В каждой серии "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона" у актрисы было всего по нескольку эпизодов, тем не менее каждую свою реплику она умудрялась делать ударной. Говорят, в какой-то момент режиссер Игорь Масленников даже предложил расширить роль миссис Хадсон: дескать, почему нет, зрителям вы очень нравитесь, но Зелёная отказалась: "Нет-нет, я никогда еще не играла мебель, и мне это очень нравится!". Съемки телесериала растянулись на долгие 7 лет. Последний фильм вышел в 1986-м, когда ровеснице века Рине Зелёной было уже 85. "Бог покарал меня старостью", - грустно шутила глубоко больная к тому времени актриса.

9.jpg Миссис Хадсон. Ее последняя роль в кино. Ист. фото - kino-teatr.ru

Екатерина Васильевна Зелёная ушла из жизни 1 апреля 1991 года. По горькой иронии судьбы, именно в этот день в советских газетах вышло сообщение о том, что Горбачев присвоил ей звание Народного артиста СССР.