47news нашел документ Росаккредитации, который поможет бизнесу аннулировать штрафы за нарушения природного законодательства. Даем историю первоисточника.

Василеостровский районный суд 2 ноября приступил к рассмотрению иска компании “Биотранс СП” к ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" (ЦЛАТИ). Учреждение входит в структуру Росприроднадзора. По данным 47news, именно из-за обращения “Биотранс СП” у лаборатории была приостановлена аккредитация. А это бывает крайне редко. Теперь, “Биотранс СП” требует взыскать с ЦЛАТИ полмиллиона рублей.

Эту сумму, в качестве штрафа, компания заплатила по требованию комитета по природопользованию Петербурга. В основу решения чиновников легла экспертиза, сделанная ЦЛАТИ по заказу комитета три года назад. Тогда были забраны пробы грунта на участке, расположенном у Московского шоссе в Пушкинском районе. На 6,5 гектарах, принадлежащих компании, строится испытательный центр для грузовиков.  

По информации 47news, коммерсанты запросили Росаккредитацию, есть ли у ЦЛАТИ в принципе компетенции оценивать класс опасности отходов по степени негативного воздействия (все лаборатории в России получают разрешение работать в том или ином направлении в Росаккредитации). Оттуда ответили.  

Лаборатория не имела права выносить подобное заключение, опираясь на федеральные “Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности”, поскольку эти нормы “отсутствуют в области аккредитации” ЦЛАТИ. Проще говоря, лаборатория не уполномочена на такие заключения. Заодно вынесено предостережение.

1.jpg

Отсюда и следует новостной вывод: все компании, заплатившие штрафы на основании аналогичных заключений, могут попытаться через суд отмотать историю назад. Для понимания, по данным комитета по природопользованию, за 2020 год проведено 4723 проверки.

“Биотранс СП” занимается лицензированной перевозкой наливных грузов. Входит в пятёрку по объёму перевозок спирта в России.  ЦЛАТИ проводит химические и биологические анализы по 300 показателям. Без результатов исследований Росприроднадзор не может наложить санкции. Лабораторию привлекают и сторонние ведомства. В том числе, на системной основе, комитет по природопользованию Смольного. Эта лаборатория отвечает за Петербург и Ленобласть.     

По результатам оспариваемого заключения ЦЛАТИ вышло, что отсыпка площадки производилась отходами IV класса опасности. В пробах нашли превышение бензопирена, свинца и меди. “Биотранс СП” не согласился. Пошли суды. Представители компании настаивают, что лаборатория с самого начала пошла по ложному пути - решила изучать взятые пробы как “отходы”, в то время как участок был отсыпан грунтом. То есть неверна методика. Вторая претензия в том, что ЦЛАТИ якобы исследовала “сборную” пробу, куда замешала несколько взятых в разных местах участка образцов. Далее следуют доводы ещё более занятные. Так, для определения координат участка использовался туристический навигатор Garmin, которого нет в федеральном списке приборов измерения.    

В сторону ЦЛАТИ также прилетели укольчики. Так, например, протоколы исследований не содержали информации о средствах измерения. Что это за приборы - тоже не указанно, мол, могли намерить черт знает что. Дальше: по нормативам нужно отбирать по килограмму грунта со 100 квадратных метров, а собрали 7 с 65 тысяч квадратов. Дошло до температуры воздуха, атмосферного давления, влажности и, наконец, совка, которым отбирались пробы. Глубоко копают.  

В природоохранной прокуратуре своя отчётность. Надзор и вовсе назвал всё на участке несанкционированной свалкой и потребовал ликвидировать. По словам собеседников в этом ведомстве, подан иск о компенсации вреда на несколько миллионов рублей. Другое дело, чтобы вывезти подложку, нужно демонтировать всё над ней. Например, асфальт и строения. Попробуй.  

По словам представителя “Биотранс СП” Изгара Касимова, пробы брались там, где были отсыпаны проезды для строительной техники.

- Неясно, какой нам смысл организовывать свалку из отходов на месте дороги. Никто не мог на нашу территорию привезти отходы, не было никакой свалки. После первого постановления было составлено ещё несколько о несоблюдении экологических требований. Часть которых в итоге было отменены. Предоставлены доказательства того, что использовался планировочный грунт, отнесённый к неопасным. Что касается вредных примесей, то участок у самого Московского шоссе, от которого, сами понимаете, какие выхлопы. 

По словам Касимова, была заказана экспертиза на прилегающем болоте. "Оказалось, что там превышения везде. У лягушек, наверное, тоже".

Впрочем, в судах у компании дела идут не в ее пользу, проиграно несколько инстанций. Фемида опирается на заключение ЦЛАТИ, а в ней – опасные отходы. 

По словам исполняющего обязанности председателя комитета по природопользованию Александра Кучаева, в 2018 году из прокуратуры Пушкинского района поступил сигнал о нарушениях. У компании были запрошены документы.

 - Они предоставили информацию о том, что завезли порядка тысячи тонн отходов пятого класса опасности и 800 тонн техногенного грунта. Да, это безопасные фракции, но всё равно они накрывают плодородный грунт. Там же земли сельхозназначения. При этом сообщили, что везли из Карелии. Мы проверили по системе "Платон", таких машин не было.

По его словам, было возбуждено несколько административных дел. Два из них просужены, штрафы выплачены. "Все оценивается по совокупности доказательств. Даже если одно из них не устоит, остальные никуда не денутся", - уверен Кучаев.  

Представитель "Биотранса" оппонирует - документы предоставили, но это были технические условия на грунты.

- Да, формально при их изготовлении могут использоваться самые безопасные отходы. К этому и прицепились. Но вообще-то, во всем мире аплодируют при его использовании, так как отходы не идут на полигоны, а перерабатываются в безопасную субстанцию. Сами отходы мы не завозили, а что касается Карелии, то у нас там действующее предприятие, - сообщил собеседник.

В Росприроднадзоре по СЗФО сообщили, что прокомментируют ситуацию в ближайшее время. Связаться с директором лаборатории Алексеем Сапожниковым на момент подготовки публикации не удалось. В Росаккредитации сообщили, что готовят ответ. 47news спросил ведомство, значит ли письмо, что все сделанные ранее аналогичные заключения по определению классов опасности ЦЛАТИ нелегитимны.

Тем временем, Василеостровский суд истребовал документы по приостановке аккредитации ЦЛАТИ.