Создание в России института региональных операторов по управлению жильем негативно скажется на рыночных механизмах и приведет к возрождению советской системы управления жилым фондом, считает директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города Ирина Генцлер.

Согласно разработанному Минстроем проекту стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года, в настоящее время проходящего общественные слушания, в России может появиться институт региональных операторов по управлению жильем.

"Предложение о создании таких операторов означает, что разработчики стратегии хотят появления на местных рынках услуг по управлению домами организаций, отобранных региональными властями. Это очень похоже на регоператоров по капремонту и по обращению с твердыми коммунальными отходами", - рассказала Генцлер РИА Недвижимость.

По своим функциям такой оператор не сможет чем-то отличаться от других управляющих организаций, потому что их действия регламентируются законодательством, отмечает эксперт. Она обращает внимание – в проекте написано, что операторы будут "гарантировать возмещение ущерба при нарушениях, которые повлекли аварийные ситуации". Но такое возмещение должны гарантировать любые управляющие организации, а не только региональный оператор. И оно возможно либо за счет собственных доходов (от платежей жителей многоквартирных домов), либо за счет страховой компании, но не за счет регионального бюджета.

В отличие от капремонта в управлении домами уже сложилось нечто похожее на рынок, хотя и с неразвитой конкуренцией, говорит эксперт. Появление региональной компании, выбранной властью и опирающейся на ее поддержку, потеснит других участников рынка, а многих просто вытеснит.

"Почему государство должно выбирать за людей, кто будет управлять их имуществом и распоряжаться их деньгами? Можно предположить, что в качестве основания для подмены решений собственников решениями власти будет то, что "жильцы сами не выбрали". Но сегодня уже есть порядок действий для таких случаев – муниципальный конкурс или назначение управляющей организации из числа тех, что уже работают на территории", - рассуждает она.

Генцлер добавляет, что включение в стратегию идеи создания регоператоров по управлению жильем может быть сигналом, что государство решило остановить рыночные реформы в этой сфере и воссоздать административно-централизованную псевдосоветскую систему в условиях, коренным образом отличающихся от советских.

"А это делает успех таких начинаний очень сомнительным", - резюмирует она.