"Петербургский нефтяной терминал" противопоставил редевелопменту порта торжественный приезд губернатора. Мегапроект перестают воспринимать всерьёз.
Крупнейший стивидор петербургского Большого порта Санкт-Петербург - АО "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ) Михаила Скигина 14 сентября торжественно приступил к давно обещанной реконструкции своей исторической части. Проект грандиозен — только на первом этапе он предполагает вложение 5 млрд рублей. Фактически же речь идет о строительстве новой системы хранения нефтепродуктов. Благодаря чему "к 2025 году ПНТ станет не только одним из самых мощных предприятий на Балтике, но и более экологичным и безопасным" - процитировала пресс-служба компании слова петербургского губернатора Александра Беглова, посетившего терминал по такому случаю.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и председатель совета директоров АО «Петербургский нефтяной терминал» Михаил Скигин. Фото: gov.spb.ru
Торжественность события немного хромала - пригласили лишь СМИ из губернаторского пула, что неудивительно. Остальных интересовали бы не достижения ПНТ, в которых, в общем-то, никто не сомневается, а политическая повестка. Губернатор Петербурга и первое лицо крупнейшего портового актива Михаил Скигин фактически дали понять, что они не воспринимают в серьез планы главы "Трансмашхолдинга" Андрея Бокарева по переносу мощностей петербургского порта в Усть-Лугу. Не воспринимают настолько, что один готов вложить 5 млрд в строительство тут нового объекта, а другой готов публично высказать этому свое одобрение.
Конечно же, в ПНТ не так трактуют происходящее. 47news спросил председателя совета директоров компании Михаила Скигина, как это воспринимать?
"Его можно воспринимать как торжественный старт стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга. Этот статус проект реконструкции "старой" части ПНТ получил в феврале, и мы обязаны выполнять условия договора. Ранее, на ПМЭФ-2019, ПНТ подписал с городом соглашение о стратегическом сотрудничестве. На всех этапах разработки проекта мы видели поддержку города, который заинтересован в привлечении инвестиций, росте налоговых поступлений, создании высококвалифицированных рабочих мест, а также в росте городской экономики в целом – для проекта мы стараемся привлекать петербургских подрядчиков. Кроме того, в результате реконструкции старой части терминала повышается и экологическая безопасность порта, что также отметил губернатор Александр Беглов. Администрация Петербурга старается создать для инвесторов максимально комфортные условия работы, за что мы ей очень благодарны", - передала его пресс-служба.
Все же, мы помним позицию генерального директора терминала Валерия Хона, кто на совещании у замминистра транспорта РФ Александра Пошивая в середине августа заявил "об отсутствии в материалах АО "Трансмашхолдинг" информации о порядке создания альтернативной инфраструктуры терминалов" и "о необходимости учета рисков для действующих предприятий Большого порта Санкт-Петербург". Так, 14 сентября эти слова материализовались. И даже невероятно политически лояльный петербургский губернатор продемонстрировал - он за вложения в петербургский порт, а не за проект в 550 млрд рублей, в результате исполнения которого порту ждет редевелопмент.
Напомним, план Бокарева о четырех шагах: поручить правительству поддержать программу, Росимуществу распродать на аукционах землю в порту, пока не существующей корпорации развития портов Северо-Западного региона — готовить документы для согласования стройки, а ВЭБ.РФ признать вывод порта проектом общегосударственной значимости.
Кстати, это второй ответ действием плану Бокарева. На днях также переваливающая в петербургском порту нефтепродукты "Балтийская топливная компания" заявила о начале строительства битумного терминала, для чего получила от банка "Санкт-Петербург" кредит более чем в 1 млрд рублей.
Очень, надо сказать, интересная тенденция. Вопреки громким заявлениям участники петербургского портового бизнеса начинают крупные проекты, а банки их кредитуют.
"Мы исходим из того, что окончательное решение о переносе порта не принято, а обсуждаемый горизонт планирования переноса составляет 10 лет. Потребность в перевалке битумных материалов актуальна и сопровождается колоссальным спросом как со стороны нефтяных компаний, так и крупных международных трейдеров. Первый этап строительства битумного терминала будет реализован до 1 апреля 2022 года - остается довольно значительный период окупаемости даже в случае принятия решения о закрытии порта. Кроме того, наш терминал расположен в Екатерингофском бассейне порта в непосредственной близости от "Северной верфи" и "Кировского завода", которые также декларируют планы долгосрочного развития инфраструктуры. И вообще, на предварительных схемах территориального планирования объектов, которые "Трансмашхолдинг" собирается построить на месте порта, наш земельный участок не задействован", - заявил автору статьи генеральный директор "Балтийской топливной компании" Станислав Корнеев.
Партнер консалтинговой компании "РусЭнерджи" Михаил Крутихин предлагает рассматривать начавшуюся реконструкцию ПНТ с точки зрения экономики.
- В перевалке нефтепродуктов всегда чем больше мощностей, тем лучше. И ничего страшного, если даже в какие-то моменты они будут простаивать. В Европе терминалы по приему сжиженного природного газа работают загруженными меньше, чем на половину, сохраняя стопроцентными заявки на перевалку. Что касается Усть-Луги: во-первых, не известно, когда там возникнут дополнительные мощности, а, во-вторых, не будем забывать, что Усть-Луга менее удобный порт для перевалки нефтеналивных грузов, чем Петербург. Там надо постоянно углублять фарватер, который заносит песком, - говорит эксперт.
- Это технические моменты. Не возникает ли ощущения какой-то оппозиционности, когда такие проекты стартуют на фоне таких событий?
- Вопрос политический, стараюсь от такого держаться подальше. Не хотел бы судить, кто с кем и из-за чего соперничает. Но не думаю, что мощности петербургского порта будут совсем уж перенесены в Усть-Лугу. В конце концов, Усть-Луга тоже ограничена по мощности.
Лев Годованник,
47news