Арбитраж разъяснил, в каком случае международные санкции и пандемия не форс-мажор. На примере "Невского судостроительно-судоремонтного завода" другие бизнесмены могут потренироваться, как знать все заранее.
Решение о взыскании 11,8 млн рублей с ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод" за задержку в строительстве сухогруза для АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) Арбитражный суд Москвы опубликовал 11 сентября. Так завершился для областной верфи заключенный в декабре 2016 года контракт на строительство судна проекта RSD59 для перевозки генеральных и навалочных грузов стоимостью 4,1 млн евро и 0,6 млрд рублей. Всего примерно на 1 млрд.
Строительство сухогруза Невскому заводу не задалось практически сразу. По условиям контракта, судну пора было отправиться за первой партией груза в декабре 2018 года, однако срок переносился трижды. Сухогруз получили в феврале 2021-го, насчитали 55 дней просрочки, выставив претензию на 46 млн рублей. Невский завод оперировал в процессе исключительно глобальным.
Санкции, как известно, стали реакцией на ситуацию в Крыму. При подписании же контракта в декабре 2016-го юристы ГТЛК прописали: "Введение Европейским союзом и США санкций … не является форс-мажорным обстоятельством, освобождающим… от ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязательств по контракту…"
Судостроители пытались доказать суду, что, подписывая контракт, не имели возможности предвидеть влияние международных санкций конкретно на них и на их поставщиков. Но московский арбитраж был неумолим:
"Санкции и ограничения сотрудничества с Россией… происходили с весны 2014 года. Соответственно, доводы ответчика о том, что он не мог разумно ожидать наступление соответствующих обстоятельств при заключении контракта, либо избежать или преодолеть их, является необоснованным - контракт заключен через два с половиной года после введения санкций …"
Тогда Невский завод перешел к влиянию Covid-2019. И это не убедило. Не может вирус считаться форс-мажором для тех, кто обязался что-то сделать после того, как в России и других странах начались официальные массовые ограничения. Так, московский арбитраж резко сформулировал позицию судебной власти.
"Под "чрезвычайностью" для целей квалификации тех или иных событий в качестве обстоятельств непреодолимой силы понимается "исключительность", выход за пределы нормального, обыденного, необычность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах…" - резюмировал Арбитражный суд Москвы.
Лев Годованник,
47news
По данным СПАРК, ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод" зарегистрировано в городе Шлиссельбург Кировского района Ленобласти. 50,1% долей компании принадлежат ей самой, остальной пакет у финляндской Arctech Helsinki Shipyard Oy. Выручка ООО за 2020 год составила 4,7 млрд рублей. "Невский ССЗ" входит в государственную "Объединенную судостроительную корпорацию".
В январе этого года "Невский ССЗ" выиграл судебную тяжбу у подконтрольной Минтрансу Дирекции госзаказчика на 0,55 млрд рублей. Госведомство так же пыталось наказать верфь за задержку в изготовлении буксиров, но судостроители доказали, что виноваты не они, а задержки федерального финансирования.
Можно подумать, что "Невский ССЗ" преследует генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих - в период тяжбы с Минтрансом он как раз возглавлял это министерство.