Выводить доходы за границу становится некомфортно, но есть побочный эффект - патриотизм. 47news разбирался в налоговой инициативе Минфина.
В начале сентября Министерство финансов РФ предложило Швейцарии изменить межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения. На данный момент Россия имеет такие соглашения с более чем 80-ю странами мира. Согласно им, ставка налога на дивиденды и проценты, отправляемые российскими компаниями зарегистрированным в других странах владельцам, составляет 5%, а в соответствующих иностранных юрисдикциях материнские компании за получение дивидендов из России налоги вообще или почти не платят.
Теперь речь идет о поднятии ставки налога на дивиденды и проценты до 15%.
В самой динамично развивающейся и финансовоёмкой сфере бизнеса Ленинградской области - перевалке грузов в портах Балтийского моря - из 16 работающих компаний 8 имеют иностранных бенефициаров: 6 - в Кипре, Нидерландах и США, одна - в Сингапуре. Их суммарный грузооборот за первое полугодие 2021 года приближается к 40% грузооборота всех расположенных на территории Ленобласти морских портов.
О том, кому выгодны предложенные Минфином изменения, кому - нет и почему, 47news попытался разобраться с помощью налогового консультанта Елены Софинской.
- Двойное налогообложение - это…
- Обложение компании налогом в стране регистрации, и в стране фактического получения дохода. По общему правилу, налог с дивидендов удерживается страной-источником дохода, и только потом дивиденды отправляются в страну, где компания зарегистрирована. Но с точки зрения той страны - это тоже облагаемый налогом доход. Чтобы один доход не облагался налогом дважды нужны межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения.
- Что остается иностранной компании после удержания налога на дивиденды в России?
- 90-95% дивидендов в рамках ранее заключенных межправительственных соглашений, по которым Россия удерживала 5-10% дивидендов, отправляемых компаниями своим иностранным владельцам. Конкретная ставка зависит от условий конкретного соглашения, она варьируется в зависимости от множества факторов - для того соглашения и заключаются. В 2020 году президент поставил задачу сделать ставки по дивидендным и процентным доходам справедливыми относительно налогообложения российских компаний - поднять до 15%.
- Предложение российского Минфина компаниям с иностранными владельцами не очень-то выгодно.
- Очень невыгодно. Не случайно Минфин планирует увеличить за счет этого отчисления в бюджет от 120 до 150 млрд рублей в год по каждой из стран-участниц межправительственных соглашений. Кипр, Швейцария, Нидерланды, Мальта, Люксембург вообще не облагают налогами дивиденды, поступившие их компаниям из России. Достаточно, чтобы компании владели значительной долей в активно работающих российских "дочках" и чтобы размер уставного капитала этих "дочек" был не ниже определенного уровня - есть и некоторые другие условия. В Швейцарии, например, налоговое законодательство более жесткое, чем в ряде европейских стран, там ставки на дивидендный доход поднимаются до 35% против кипрских 12,5%. Но и там может быть ноль, если уставный капитал "дочки" швейцарской компании не ниже 1 млн франков, если "дочка" активна, если доля материнской компании в ней не ниже 15%. Получается, единственная налоговая нагрузка на дивидендный доход такой компании - налог, удерживаемый в России. Тот самый, который наш Минфин предлагает поднять с 5-10% до 15-ти.
- Правительству Швейцарии, как я понимаю, без разницы, поднимет наш Минфин ставку или нет.
- С точки зрения прямых отчислений налогов в бюджет - да. Не знаю, насколько остро для Швейцарии стоит вопрос соблюдения интересов компаний, имеющих бизнес в России, но думаю, важно, чтобы они соблюдали национальное законодательство. С другой стороны, Швейцария, вероятно, хочет оставаться привлекательной для размещения крупных корпораций, в том числе имеющих бизнес-интересы в нашей стране. Вариант, когда после повышения российским Минфином ставки компании побегут в другие страны, Швейцарию вряд ли устраивает. Впрочем, она может руководствоваться другими соображениями и не пойти на внесение предложенных Россией изменений в соглашение с целью защиты интересов собственных резидентов.
- Тот же Кипр согласился.
- Там другая ситуация: существенно более лояльное национальное налогообложение и меньше крупных корпораций - в основном, средний бизнес. Для зарегистрированных в Кипре компаний повышение российского налога на дивиденды до 15% некритично в абсолютных цифрах, а кипрскому правительству показалось лучше согласиться на предложение российского Минфина, чем расторгнуть соглашение и потерять штаб-квартиры российского бизнеса.
Из 11-ти компаний, переваливающих грузы в самом крупном порту российского Северо-Запада - Усть-Луге - 7 имеют иностранных бенифициаров, в том числе, 6 - в Кипре. Это АО "Усть-Луга ойл", АО "Ростерминалуголь", ООО "Универсальный перегрузочный комплекс", АО "Усть-Лужский контейнерный терминал", ООО "Европейский серный терминал", АО "Лесной терминал "Фактор".
По результатам первого полугодия 2021 года суммарный грузооборот этих компаний составил 30.6 млн тонн - почти 58% всего грузооборота усть-лужского порта.
- А почему Нидерланды отказались подписывать соглашение?
- Нидерланды не отказывались, они предложили свою редакцию, которая, по их мнению, больше отвечала интересам реального бизнеса, чем российская. В противном случае они теряли привлекательность для размещения акций и штаб-квартир компаний, имеющих интересы в нашей стране. Думаю, перевесило желание соблюсти интересы собственных резидентов. И не будем забывать: часть компаний все же платят налоги в странах регистрации. Надо полагать, в Нидерландах их больше чем в Кипре. Представители российских компаний, чьи владельцы квартируются в Нидерландах, разделились на два лагеря: одни говорят о неизбежной смене структуры бизнеса, другие, что расторжение соглашения не отразится на них существенно, поскольку надеются на урегулирования вопроса на законодательном уровне. Кстати, наш Минфин отреагировал в том смысле, что, мол, попробуем. Вероятность ухода крупного европейского бизнеса, имеющего регистрацию в Нидерландах, из России столь же велика, как и смена их регистрации. Что же по факту с ними станет, мы, наверное, узнаем чуть позже.
- Видимо, Нидерланды боятся оттока компаний с российскими интересами. Сегодня из более чем 80-ти стран, имеющих с Россией соглашения об избежании двойного налогообложения, лишь 3 согласились изменить его. Есть, куда бежать.
- Нидерланды не боятся. Если бы боялись, подписали соглашение в предложенной Россией редакции. Нидерланды весной этого года выпустили закон о введение налога на "выезд". Его будут уплачивать компании при смене страны регистрации. Аналогичная практика есть и в других европейских странах.
- А зачем России в таком деле вообще с кем-то договариваться? Почему не расторгнуть все соглашения об отсутствии двойного налогообложения в одностороннем порядке?
- Потому что всегда соблюдается баланс интересов государства и бизнеса. Россия без таких соглашений потеряет привлекательность для иностранных компаний, которые могли бы иметь бизнес на ее территории.
В Нидерландах зарегистрирована компания UCL Port B.V. - бенифициар работающего в Усть-Луге ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" и работающего в петербургском порту АО "Морской порт Санкт-Петербург". Грузооборот "Универсального перегрузочного комплекса" в первом полугодии 2021 года составил 2.3 млн тонн (4% производительности усть-лужского порта), грузооборот "Морского порта Санкт-Петербург" - 4 млн тонн (13% производительности петербургского порта). Конечным бенефициаром обоих стивидоров называют миллиардера Владимира Лисина.
- Наверное, одна из целей Минфина в данном случае - убедить российских владельцев материнских иностранных компаний, чьи дочки зарабатывают в России, вернуть материнские компании на Родину.
- Не думаю. Для этого была программа амнистии, кто хотел, вернулся. Мне кажется, в данном случае Минфин имеет в виду то, о чем говорит: налогообложение дивидендов и процентных доходов для иностранных компаний должно быть сопоставимо с налоговой нагрузкой для российских компаний не имеющих иностранных учредителей. Это, надо признать, логично. Льготную ставку придумали для разделения налога между двумя странами, а не для снижения нагрузки на бизнес. По факту же большинство компаний, зарегистрированных в Кипре, Мальте и прочих, получили существенное налоговое послабление.
- Но российским владельцам крупных активов все равно теперь будет менее выгодно размещать материнские компании за границей.
- Конечно - в странах, которые изменят соглашения об отсутствии двойного налогообложения. Пока таких 3 из более чем 80-ти. Простор для маневра, в общем, остается.
- То есть вектор, чтобы наши были у нас, имеется.
- Да, но он не основной в данном случае. Я бы назвала это хорошим побочным эффектом.
Лев Годованник, 47news
Ранее аналогичные соглашения были уже изменены с Кипром, Мальтой и Люксембургом, а соглашение с Нидерландами Россия денонсировала в одностороннем порядке из-за отказа правительства этой страны изменить его. В мае российский Минфин заявил о планах пересмотра таких соглашений с Гонконгом и Сингапуром.
По расчетам Минфина, прибыль бюджета от увеличения ставки по налогу на дивиденды в рамках соглашения об отсутствии двойного налогообложения составит по каждой юрисдикции от 120 до 150 млрд рублей в год.