Правительство озаботилось налогообложением международных цифровых корпораций. Соцсети, маркетплейсы - они все используют нас за просто так. Что нам-то от этого?

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прорабатывает модель введения налога для крупных IT-корпораций в 130 странах мира, включая Россию. Об этом на днях сообщил замглавы Минцифры Максим Паршин. Председатель петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков Александр Рокин рассказал о том, как это отразится на деятельности в нашей стране социальных сетей и на нас - их пользователях.

01 (5).jpeg Александр Рокин

- Цифровой налог простыми словами - это…

- Это налог, который крупные цифровые корпорации не платят за доходы, извлекаемые от оказания услуг российской аудитории. Возьмем Facebook, у которого годовая выручка 85 млрд долларов, большую часть которой он получил за счет рекламы. У Facebook около 6 миллионов российских пользователей в сутки, размещающих на своих страничках какие-то посты, теги, обменивающихся сообщениями - и так далее. Facebook с помощью программных инструментов всё это видит, анализирует и формирует рекламные стратегии, которые благополучно продает частным компаниям. Результат мы видим в таргетированной рекламе. Как продавец джинсов понимает, каким именно пользователям Facebook имеет смысл их рекламировать? Да очень просто: вы написали сообщение подруге о том, как выбирали джинсы, разместили пару фоток с новыми джинсами, сделали ссылку на пару магазинов, где они продаются, чтобы подруга помогла выбрать - а Facebook всё это собрал, проанализировал, включил вас в рекламную стратегию для продавцов джинсов и продал эту стратегию какому-нибудь китайскому концерну, чью рекламу джинсов вы в какой-то момент увидите. И самое смешное - для формирования таких стратегий надо один раз написать хорошую программу. Тут очень скромная себестоимость.

- Интересно, как российская налоговая служба заставит Facebook заплатить налог с продажи рекламной стратегии китайскому продавцу, если продавец в Китае, а Facebook зарегистрирован, если не ошибаюсь, в Ирландии?

- Никак, в том-то и дело. Идея правительства, скорее всего, сведется к попытке заставить крупные цифровые корпорации учредить дочерние компании в России, чтобы все сделки, которые касаются российской аудитории, оформлялись через российских дочек, с кого можно истребовать налог. Когда 6 миллионов российских пользователей Facebook увидят очередную рекламу джинсов, наша налоговая служба должна иметь возможность увидеть договор между российской дочкой Facebook и той компанией, которая эти джинсы будет рекламировать. Вот так я понимаю идею введения в России цифрового налога. ФНС будет добиваться, чтобы цифровые корпорации заключали договоры о всех рекламных кампаниях на российскую аудиторию через своих российских дочек.

- Получается, цифровой налог к нам с вами как рядовым пользователям социальных сетей никакого отношения не имеет.

- Очень даже имеет. Давайте посмотрим, из чего состоит тот же Facebook. Его основная капитализация - вовсе не программные инструменты. Они были бы бесполезны, если бы, опубликовав это интервью, вы бы не пришли домой и не написали на своей страничке про джинсы, которые увидели на симпатичной женщине по дороге с работы. Заодно Facebook увидит ваш возраст, возраст ваших друзей-подписчиков, регион, в котором вы проживаете - вот и реклама интересующих вас джинсов от магазина, расположенного на соседней улице. Основной актив любой цифровой корпорации - контент, который формируем мы, простые пользователи. Отличная аллегория - книжный магазин. Там продаются книги, которые изданы издательствами, но написаны-то они обычными людьми, авторами.

- Где книжные магазины и где таргетированная реклама…

- Сколько раз Facebook заплатил вам за посты, которые вы там сделали - то есть за создание так необходимого ему контента?

- Мне бы в голову не пришло даже подумать такое.

- Совершенно верно, и большинству не приходит. Между тем, разницы никакой - писатель написал книгу, издательство издало ее, магазин продал - но писатель получил свой гонорар. Не было бы писателя, издательству нечего было бы издать, а магазину продать. Тут то же самое - не было бы наших постов, Facebook не смог бы формировать свои рекламные стратегии и в нем не было бы таргетированной рекламы. Но почему люди получают гонорары за создаваемый ими контент, который книжные магазины продают в виде книг, а Facebook продает продукт переработки нашего контента, не заплатив нам за это? По сути, мы вкладываемся в рекламу, которую кто-то продает, забыв оплатить наш труд. И касается это не только соцсетей, но и всяких маркетплейсов - тех же Booking или Alibaba, например. Но там мы пишем не посты, а отзывы, формируем историю заказов - и так далее.

- Цифровой налог-то причем?

- Как только цифровые корпорации начнут заключать договоры о рекламных кампаниях на российскую аудиторию от имени зарегистрированных в России юридических лиц, извлекаемая за это прибыль станет понятной. И понятно станет, к кому можно предъявлять финансовые требования - в том числе, и нам с вами, когда на том же Facebook появится очередная реклама джинсов. Конечно, ни вы, ни я, скорее всего, требовать гонорар от Facebook за пост с джинсами на симпатичной женщине не будем, но я вполне допускаю, что со временем найдутся те, кто будут - и, уверяю вас, при наличии подходящей законодательной базы появятся юридические компании, для которых это станет специализацией. Спрос определяет предложение. Не исключаю, что наступит момент, когда цифровые корпорации начнут предлагать договоры об оказании возмездных услуг своим пользователям. Да, мы с вами получим за свой контент копейки, а, скажем, Юрий Дудь, наверное, нет.

- Но ФНС ещё надо умудриться отследить такие рекламные договоры. Даже когда цифровым корпорациям придется учредить российские дочерние компании, те всегда могут сказать, что никаких договоров ни с кем не заключали.

- Не-не. Самая большая ошибка - недооценивать российскую ФНС. Её серверы легко отследят все ориентированные на российскую аудиторию рекламные кампании - там очень сильные программисты. Это не тот случай, когда кто-то попытается обмануть государство - себе дороже выйдет. Владельцы цифровых корпораций прекрасно знают: джентльменам верят на слово. В их интересах быть джентльменами.

- Интересно, насколько на цифровом налоге может обогатиться российский бюджет.

- Думаю, не особенно сильно - в моем понимании это вопрос принципа: почему российский Yandex платит налоги в бюджет, а успешно конкурирующий с ним Google нет? Возьмем тот же Facebook с его 85-миллиардной годовой выручкой. Россия занимает менее 2% мирового ВВП - надо полагать, похожая доля её рекламы в бюджете Facebook, да и всех прочих цифровых корпораций. Это пока небольшие деньги, но, кажется, вопрос большого принципа.

 

Лев Годованник для 47news