На кинофестивале "Окно в Европу" лучшей картиной стала та, что о реальной жизни питерской шпаны. В живых остались не все, кто попал в кадр. Тема тянется из 90-х: без тренера не было бы и бизнесменов. Один — в неволе.
47news поговорил с Анной Драницыной — режиссером фильма "Спецы". Картина взяла главный приз на фестивале "Окно в Европу" в категории документального (неигрового) кино. Фильм - о реальных детях из петербургской спецшколы, куда их отправило решение суда. Подросток Сережа, например, украл у женщины сумку, его школьный знакомый Вова - залезал в дома через форточки. Наставником для них стал 41-летний Александр Гаврилов. Детей он воспитывает совсем не в европейских традициях — может и прикрикнуть, и тряхнуть. И тонкую политику ведет через разговор.
"Хотела подчеркнуть детсковость главных героев. При Саше дети ведут себя как дети, без него — брутальные бандиты. Сбиваются в стаю волков и ищут, чем можно поживиться. В их мире сложно быть авторитетом, но такой наставник нужен. Состоявшиеся бизнесмены, дети 90-х, рассказывали мне, что если бы им такой человек - учитель или тренер - не попался, жизнь бы сложилась иначе", - рассказывает режиссер Драницына (она - преподаватель в институте кино и телевидения).
- Почему "Спецы"?
- Дети в лагере были, делились на отряды. Назвались "Спецами" и выдали речевку: "Наш девиз четыре слова: за "спецов" порвем любого". Забавный эпизод.
Фильм снимали четыре года — с 2016 по 2020 год, за это время спецшкола закрылась. Выпускники были на премьере — картину не критиковали, понравилась. Режиссер говорит, у зрителей к ним было больше вопросом, чем к ней. Интересовались, как сложилась жизнь самых "киношных" героев: близнецов Вити и Леши из многодетной семьи с пьющим отцом. Мальчишки воспитывались сами по себе, не было еды — крали. Сейчас им по 19 лет, вместе с мамой работают на рыбообрабатывающем комбинате.
"Всего у нас шестеро ребят снималось. Были дети, стали дяди взрослые... Один умер от передозировки, один сел в тюрьму. У остальных все неплохо сложилось, кто-то даже женился", - рассказывает автор картины.
- Сегодня криминал романтизируют, с чем это связано?
- Дети живут в домашнем уютном мирке. Со школы идут на кружки, к репетиторам. Никакой улицы, гулянок с утра до ночи без телефона, как это было у нас. Мир трудных детей — другой, в приключениях их никто не ограничивает. Все начинается с мелких краж, а заканчивается судом. Но никто о тюрьме не думает, когда молод, поэтому эта свобода действий возводится в культ.
- Какой посыл у картины?
- Чужих детей не бывает. А самое страшное — это когда дети не нужны своим родителям. Так вот, брошенные мальчишки — тоже наши дети. Нельзя от них прятаться в машине с темными стеклами и делать вид, что этого не существует. Нельзя их бандитами считать, ведь это несчастные дети.
Главный герой картины — воспитатель Александр Гаврилов, пришел работать в спецшколу в 2008 году. До этого был вожатым в детском лагере под Петербургом. О том, что существуют подобные учреждения, - не знал, как работать с трудными детьми — тоже. Но решился, хотел вернуться в город. Коллеги дали совет быть честным, даже когда злишься.
- Парни лучше понимают, если стукнуть?
- Иногда нужно тряхануть, чтобы правду сказал, но такой метод не всегда работает. Самое главное — любовь и прощение.
- Трудные дети могут себя сами вытянуть?
- Процент выше, если кто-то будет рядом. У большинства отцов нету, им нужно помогать. Нужно, чтобы был человек, который принимает его без всяких условий. Родители либо не принимают, либо мама одна - и она не справляется.
Александр рассказывает, что общается со своими выпускниками. Тем, кто в неволе — пишет письма, приносит передачки.
- В ком из выпускников видите будущего бизнесмена?
- Как это ни странно, в том, что сейчас в СИЗО за мошенничество. У него жилка есть. Близнецы тоже могли бы небольшой бизнес открыть...
Анна Медведева, 47news