Красивые лозунги талибов, отрубленные за педикюр пальцы, экспорт терроризма в Россию и пуштун-валяй. Разговор о том, как демоны из XI века врываются в XXI.

Член Экспертно-аналитического совета при комитете по делам СНГ, евразийской интеграции и соотечественников Госдумы, востоковед, участник боевых действий в Афганистане, полковник в отставке Борис Подопригора рассказал, что может ждать Афганистан.

- Талибы* заявили, что президентом будет один из лидеров "Талибана"* Абдул Гани Барадар (*организация признана террористической и запрещена в России). Что про него можно сказать?

- Более образован, чем большинство их лидеров, но сторонник консервативного взгляда на вещи. Важно - правоверный мулла, то есть обладает опытом работы проповедника.

- Анонсировали помилование тех, кто воевал против них.

- А вот тут я бы подождал с выводами. (на момент выхода публикации стало известно, что талибы обстреляли демонстрацию в защиту национального флага, погибли два человека — ред.)

- Сообщили, что готовы пустить в новое правительство женщин.

- Афганцы очень податливы на красивые лозунги. Женщины смирятся. Феминистические движения на мусульманском Востоке - оксюморон. Первое, что от женщин потребуют - это не выходить из дома. И окна заставят зашторить.

- А еду как они покупать будут?

- Еду мужчина приносит. Очень жёсткие требования аврата – повседневной этики. Даже если девочка 7 лет, она должна быть предельно строга в одеянии, в общении, от матери не отходить. Возможно, в качестве "рекламной заставки" талибы оставят несколько школ. Но сама их идеология предполагает, что женщина имеет право получить только начальное образование. Исторический взгляд таков: знай свое место и точка. Было и так, что женщине отрубили палец на ноге из-за педикюра. Кстати, у мужчин тоже не сильно поощряется образованность.

- Мир облетел ролик, где афганцы цепляются за шасси самолёта и падают с огромной высоты. Столь велико отчаяние? Кто и чего боится?

- В памяти большинства взрослых афганцев остались годы, когда во главе страны стояли талибы (с 1996 по 2001 годы - ред.). Это сейчас некоторые из них с айпадами, а тогда телевизоры переколошматили за первые ночи пребывания у власти. Люди боятся, что привычный образ жизни кабульского горожанина будет разрушен и обращён в средневековую пустоту.

- Кажется, они люто за жизнь боятся.

- Да, в первую очередь - за жизнь. За жизни детей, прежде всего, мальчиков, которые, скорее всего, пополнят эти формирования. За дочерей, за женщин - в стандартах бытия раннего ислама.

- Если шире, то какие проблемы грозят соседям?

- Продвижением к границам Таджикистана. Во-первых, некуда деваться конкурентам талибов, боевикам "Исламского государства"* и Аль-Каиды* (организации признаны террористическими и запрещены в России). Значительная часть в них - таджики, узбеки, киргизы, туркмены, уйгуры. Эта публика может двинуться в свои прародины, влившись в число беженцев. Будет сложно разобрать, кто бежит от талибов, а кто сбегает с определённой программой действий.

- Так называемый экспорт терроризма? Когда до России может дойти?

- Его очень сложно обнаружить. Экстремисты из числа узбеков и таджиков могут найти общий язык с талибами и пойдут на север - очень много родственников, в частности, в Таджикистане. Трудно сказать, как отреагирует обездоленная и религиозная часть населения на появление родни из Афганистана. Вы видите, сколько мигрантов работает в России? Этот момент внушает тревогу.

- Если этот "экспорт" коснется России, то примерно через какое время? Я про рост вероятности терактов.

- Несколько дней назад мне задавали вопрос, когда будет взят Кабул. Я ответил - в течение месяца. А взятие Кабула заставило вспомнить афоризм русского генерала-востоковеда ХХ века Снесарева: "Предусмотришь двести вариантов, а события пойдут по 201-му".

- Что бы вы предложили для начала?

- Без всякого кокетства взять под контроль границу с Афганистаном на территории Таджикистана и Узбекистана. Не будут таджики сдерживать волны беженцев, а кого-то соблазнят взятки. Политически, нам самое время сплотиться с Китаем.

- Китаем?

- Они очень опасаются уйгуров в рядах ИГИЛ* и "Аль-Каиды"* (организации признаны террористическими и запрещены в России). Речь идёт о тысячах человек. Они боятся захода этих ребят на территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района.

- Как такая махина как Китай может кого-то бояться?

- Это же не батальонная колонна, а сетевые структуры. Постепенный переход границы, деятельность внутри общин. Найдутся те, кто будет помогать.

- Кабул занят накануне годовщины терактов 11 сентября. У США только имиджевые потери или может быть некая прагматика?

- Я не верю, что американцами был предусмотрен такой сценарий. Думаю, всё случилось спонтанно.

- Что насчёт дикого наркотрафика из Афганистана?

- Американцы не препятствовали. Афганцы заявляли - боремся, но просили понять: мак стоит дороже шафрана и растёт везде. Талибы же в большинстве случаев пуштуны (одно из племён – ред.). Деньги для них куда важнее этической стороны. Тем более, в вопросах этики мы точно расходимся.

- Кстати, мы же для них неверные, а, значит, обманывать нас не грех. Как тогда можно договариваться?

- С большим трудом и непредсказуемым результатом. Раньше были афганцы, получившие образование в СССР, и можно было найти мостик. Не уверен, что с нынешними талибами получится. Наша жизнь для них так же далека, как для нас марсианский пейзаж. Именно поэтому нужен политически-оформленный отпор любым экстремистам, как бы они себя не называли.

- Какая конструкция правления вероятнее всего будет у талибов?

- Полагаю, халифат. От этого не отступят. По сути, конструкция была характерна для Средних веков. Но вряд ли они смогут объединить даже пуштунские земли. Тем более, до 20% пуштунов до сих пор кочуют. У них существует кодекс чести, называется "пуштун-валяй". Он строго регламентирует, как вести себя в своём племени. Это слово ключевое. Ни один житель Афганистана не понимает значения слова "афганец". Скажет, что он узбек из Хайратона, нурзаец (племя) или таджик из Кундуза. Для него понятие Афганистан - как для нас Евразия.

- Как будут реализовываться социальные функции государства - больницы, садики, школы, университеты, банки?

- Этого практически и не было. Лишь в Кабуле и от силы в пяти городах. Всё остальное - горы и пустыни, кишлаки и перевалочные базы. И так на протяжении веков. Территория, где живут люди во многом со средневековыми представлениями.

- Но в Кабуле даже торговые центры есть, школы тоже.

- Конечно, в Кабуле комфортнее. Я думаю, на первых порах талибы будут сохранять мину цивилизованности. Мол, они не дремучие экстремисты, а современные государственники. Но я не верю, что их хватит надолго.

- Почему так позорно бежали вооружённые силы Афганистана? Оружие было, техника тоже.

- Совершенно сумасшедшая всеафганская коррупция. Обещают при наборе в армию выплаты и льготы, но в итоге не дают ничего. Если соплеменники не привезут барана, то есть нечего.

- Как вам версия: основной союзник США в регионе - Пакистан, а талибов называют его гибридной армией. Могло быть всё оговорено?

- У меня другой взгляд. Пакистанцы опасаются талибов. Да, им приходится иметь с ними дело. Но говорят, лучше бы все были в Афганистане. Так можно ограничить влияние на собственную страну.

- Ещё мелодия: в Афганистане обнаружены запасы легкодобываемого лития, спрос на него растёт. Может это чисто экономическая история?

- Сомневаюсь в этой версии. В своё время советские геологи находили запасы меди. Затем нашими находками воспользовались китайцы. Но это не стратегические запасы. Афганистан по-прежнему бедная страна: урюк, шафран.

- Комиксы, изображения, ТВ, кино - что ждёт эти явления?

- Посмотрим. В тот раз они всё перебили. Даже фото людей на фоне мечетей уродовали. Вырезали лица.

- В наш XXI век вламываются "демоны" из века одиннадцатого?

- Могу допустить, в начале политического пути талибы не будут допускать перегибов. Талиб же испытывает на себе влияние разных течений. Есть, конечно, более-менее продвинутые, умеренные. Но основная-то масса говорит - давайте жить так, как в первые века ислама. Всё.

- Им чужды слабости - спиртное, табак, наркотики?

- Сами афганцы балуются наркотиками, но не публично. А если тебя поймали со спиртным, могут и палец отрубить.

- Дикость?

- Может, человечество всерьёз не задумывалось о том, что его цивилизованная часть не такая уж большая. Это относится не только к Афганистану.

- Как вам обещание "будем забивать камнями и рубить головы только после решения суда"?

- Да уж. Не просто так, а решением суда. Я не исключаю, что внутри Талибана произойдут брожения. Но это не про "передовое" или "консервативное" крыло. Всё переплетено. Тот же "передовик" может быть носителем жуткой замшелости, а "консерватор" более гуманным. Пример: дедушка из далёкого кишлака много километров тащил по жаре тело нашего погибшего солдатика. Спрашиваю его, зачем. Отвечает: мне шурави (так исторически называли советских граждан в Афганистане – ред.) "боль из живота вырезали" (удалили аппендикс). Мулла сказал: Аллах не велит оставлять доброе дело без благодарности.

- Германия, Канада, США, ещё ряд стран взяли на себя обязательства по вывозу тысяч афганцев. А если среди них будут смертники?

- Мой опыт общения с американцами говорит, что они не до конца понимают ситуацию. Мы же с добром, мы несём демократию, говорят они. В Европе видят выходцев с Востока и ошеломлены. Это совсем другие люди, непохожие на европейцев. Когда часть афганцев доберётся до условной Франции, меньше проблем с пресловутым "исламским фактором" у них точно не станет.

- А если о базовых различиях в быту? Афганцы, например, часто моются?

- Очень непростой вопрос. Стараются найти воду перед намазом. Но это достаточно формальное омовение. Воды-то жутко не хватает. Вот зарисовка. Спрашивают меня: "За сколько корыт чечевицы в Москве можно купить ишака?" Отвечаешь - в Москве нет ишаков. Удивляются - такой маленький город, что не нужны даже ишаки? "..А, правда, у вас везде вода? И ишаки её пьют?"

- Насчёт 201-го варианта. Есть ли вероятность ввода российских войск в Афганистан?

- Я это исключаю. 10-летний опыт не забыт. Могу предположить укрепление войск Таджикистана. Той же 201-й базы - видите, какая игра цифр! Думаю, и советников мы туда не пошлём, хорошо представляя, что там. Кроме денег, их элита вряд ли что-либо примет.

- Владимир Владимирович тоже помнит?

- Пока никаких признаков военного вмешательства нет. Надеюсь, и не будет.

беседовал Виктор Смирнов,
47news