У перевозчиков отберут бесконтрольный кэш и проследят онлайн, кто куда едет. Тот, кто подберет эти функции, станет править рынком.

С начала 2022 года Ленобласть планирует перейти на цифровую модель управления пассажирским транспортом. С августа пилотный проект запускается в Сосновоборском городском округе. Администрация города атомщиков собирается на днях подписать трёхстороннее соглашение о начале эксперимента с комитетом по транспорту и "Региональным навигационно-информационным центром по Ленинградской области" (РНИЦ). От перевозчиков участвуют "АТП Барс-2", "Вест-Сервис" и автотранспортное подразделение Ленинградской АЭС. Всего 128 автобусов.

Как рассказали 47news в комитете по транспорту, одним из основных блоков проекта должна стать автоматизированная диспетчеризация, что подразумевает создание цифрового реестра автобусов. Это позволит контролировать исполнение маршрута и оперативно корректировать количество выпущенных на маршрут машин. Например, когда автобус встал в пробку, попал в ДТП, остановлен ГИБДД или просто ухудшилась погодная обстановка. Помимо прочего, у диспетчера будет прямая связь с любым из водителей. Те, в свою очередь, смогут получать оперативную информацию через планшет, установленный в кабине. Информация пригодится при выборе скорости движения — когда надо ускориться (в рамках правил), а когда притормозить.

Если взглянуть ещё дальше, то время прихода автобуса может передаваться на табло умных остановок. Впрочем, для начала нужно, чтобы они появились. В Петербурге этот эксперимент, как известно, начинался бесславно.

Блок навигации даст визуальную картинку — местоположение и движение всех автобусов будет наложено на карту. Причём каждый трек можно просмотреть ретроспективно, то есть, понять, куда и каким маршрутом ездил водитель. И если в случае Соснового Бора речь идет о сотне машин, то по Ленобласти — о 2,5 тысячах. Навигационные данные будут передаваться в органы государственной власти, "ЭРА-ГЛОНАСС" и самим перевозчикам. На карту подгрузят остановки, маршруты, данные компаний. В базу внесут информацию о каждом транспортном средстве и водителе.

Для жителей информация о времени времени прибытия будет отображаться на сайте. В дальнейшем — в мобильном приложении. В нём собираются аккумулировать навигацию, функции оплаты, просмотра баланса, истории поездок, возможность написать обращение и получить уведомление. В этом контексте логичен набор неких баллов и коллаборация, например, с продуктовым ретейлом в плане скидок.

Отдельно стоит сказать о планах на реформу оплаты проезда. В пилотном проекте эта грань не затронута, но подготовка к реформе ведётся. По данным 47news, транзакциями займётся "дочка" Сбера, компания "Расчётные решения". Предполагается оплата картами МИР, Visa и Mastercard, внедрение гибкой системы тарификации и проездные на базе действующих платёжных карт. Можно предположить, что развитие пойдёт по пути московской транспортной карты "Тройка" (за ней тоже Сбер).

Что касается средств на столь масштабную цифровизацию пассажирских перевозок, то деньги будут поступать в качестве субсидий из казны региона. Суммы называются разные, но, как говорят в финансовом блоке, речь может идти о 300-400 миллионах в год.

Как рассказали чиновники, в части диспетчеризации и навигации область выбирала между РНИЦ и компанией из орбиты Сбера. Остановились на РНИЦ, предположительно, исходя из следующих параметров: компания наполовину принадлежит Ленобласти, то есть налоги будут оставаться в "семье". И, как говорят, Сбер предложил цену сильно выше. Видимо, сыграло роль и то, что областная структура недавно стала основным партнёром федеральной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" (ранее в информационном поле отметилась разработкой приложения для водителей работающего на основании Big data и борьбой за то самое партнёрство с ГЛОНАСС).

К слову, надо понимать, что 60% рынка пассажирских перевозок Ленобласти занимает компания "Питер-Авто" и её дочки. Как, например, упомянутая выше компания из пилотного проекта "Вест-Сервис". Насколько известно 47news, "Питер-Авто" уже работает в нескольких регионах с "Расчётными решениями".

По словам председателя комитета по транспорту правительства Ленобласти Михаила Присяжнюка, основная цель реформы — контроль за перевозчиками. Можно будет элементарно понимать, проехал водитель мимо остановки с бабушкой или остановился, говорит чиновник.

- Важный аспект — финансовое обеление перевозок, переход на безналичную оплату и снижение таким образом "чёрного нала". Терминал будет передавать данные напрямую в налоговую, причём онлайн. Карты будут приниматься все — и любые банковские, и "Подорожник", и областной проездной. Мелочь в карманах — это вчерашний день. И с точки зрения коронавирусной истории, ограничение контакта с наличными несомненная польза, — отметил собеседник.

- Малые перевозчики, вероятно, не будут испытывать энтузиазма, когда вы их начнете отлучать от наличных?

- Ну а что делать. Времена меняются. Есть и Роспотребнадзор и другие правовые рычаги. Привыкнут в конце концов.

Если раскрывать тезис о контроле, то стоит напомнить о финансовой модели, по которой работают пассажирские перевозчики в Ленобласти — это так называемые нетто-договоры. Они подразумевают, что победитель конкурса на перевозку забирает всю плату пассажиров себе и выживает, как хочет. При этом данные о том, как исполняется договор, поступают от исполнителя. Это чревато тем, что они могут быть лукавыми. Подконтрольные перевозки снизят бесконтрольный оборот кэша и позволят видеть, когда нарушается расписание.

Роль онлайн-диспетчеризации станет ещё весомее, если Ленобласть перейдёт на брутто-контракты. Это когда регион сначала забирает все деньги, заплаченные пассажирами, а потом распределяет средства между перевозчиками. В этом случае понимание "кто, куда и сколько ездил" приобретает критическое значение. По такому пути идёт Петербург. Переход на брутто-контракты обсуждается и в области после истечения действующих договоров в 2024 году. Помимо прочего, никто не отменял продажу услуг по диспетчеризации для перевозчиков.

Так что, кто заберёт эти функции, тот и будет управлять рынком пассажирских перевозок.

Виктор Смирнов,

47news