Во Всеволожском районе бросили перчатку частному ритуалу. 47news расскажет о том, кто сможет и кто не сможет попасть на самое скандальное кладбище в Ленинградской области.

Вызвавшая 3 августа шум попытка работников частного ЗАО "Камея" захоронить покойного на Кузьмоловском кладбище сподвигла исполняющего обязанности главы местной администрации Юрия Спицына раскрыть карты публично. Теперь 47news точно знает, как власть собирается поступить с самым долгим кладбищенским конфликтом Ленобласти и Петербурга.

Кузьмоловское кладбище - самая долгоиграющая горячая точка в похоронном бизнесе региона. Туда периодически не пускают траурные процессии, таранят гробами ворота, звучат выстрелы и полицейские сирены. А ещё это единственный погост, часть которого принадлежит на праве бессрочного пользования ЗАО "Камея", а услуги по захоронению оказывает муниципальная "Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела".

Вернее, так должно быть.

События 3 августа показали: случается по-разному, но результат оказывается таким, как требует власть. По словам Юрия Спицына, умершего в тот день захоронили, но сделали это не сотрудники доставившего к воротам кладбища гроб ЗАО "Камея", а работники МКУ.

- Мы объяснили родственникам покойного, что разрешения на захоронения на кладбище выдает только муниципалитет, а специализированная служба производит собственно погребения. Был заключен договор, человек заплатил строго в соответствии с утвержденными областным правительством тарифами - конкретно 4071 рубль и 3 копейки - после чего гроб предали земле. То же самое случилось в 2019 году, когда гробом пытались таранить ворота кладбища, - рассказал автору Спицын.

- Но люди, надо полагать, заплатили перед этим "Камее"…

- Они стали жертвами заблуждения. "Камея" с 1992 года оказывала ритуальные услуги на кладбище, в том числе, продавала места для захоронений, хотя оформлялось это по-другому. В обоих преданных огласке случаях, когда наши сотрудники не пускали траурные процессии с гробами на территорию кладбища, родственники покойных по инерции обращались в ту же фирму, где когда-то приобретали места для захоронений. Люди просто не в курсе, что с тех пор ситуация изменилась. Пользуясь случаем, хочу, чтобы все прочитали: разрешения на захоронения на Кузьмоловском кладбище выдает муниципалитет - я как глава администрации подписываю их лично. А услугу по погребению предоставляет только муниципальная "Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела".

9 июня 2020 года Арбитражный суд Северо-Западного округа признал недействительным договор, в соответствии с которым ЗАО "Камея" обслуживало и содержало Кузьмоловское кладбище и оказывало там ритуальные услуги. Постановление окружного суда сразу же вступило в законную силу и не было отменено вышестоящей инстанцией. Соответствующее определение Верховный суд РФ вынес 6 октября 2020 года.

- Получается, люди, выкупившие когда-то давно у "Камеи" места на Кузьмоловском кладбище, должны теперь обращаться в муниципальную компанию, чтобы выкупить их заново?

- Да нет же! Все, что происходило тогда, когда кладбище обслуживала "Камея", остается в силе. Выкупленные участки принадлежат их законным приобретателям, но оформить захоронение и произвести его надо у специализированной муниципальной компании. Ну представьте, вы купили у кого-то квартиру - но это же не значит, что за коммунальными услугами вы обратитесь к бывшему хозяину. Вы пойдете в управляющую домом компанию - тут то же самое.

- Как думаете, когда к нам перестанут поступать с вашего кладбища "сводки боевых действий"?

- Мы всё для этого делаем, но суды длятся с весны 2017 года и пока, к сожалению, не закончились. Ещё раз прошу граждан: спокойно приходите к нам, вы получите цивилизованную услугу с официальным договором и официальными расценками.

9 июля 2021 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал администрации Кузьмоловского городского поселения в признании отсутствующим права бессрочного пользования "Камеей" земельного участка, на котором располагается кладбище. Решение не вступило пока в законную силу.

- Как-то странно: ваше муниципальное учреждение оказывает ритуальные услуги на кладбище, часть территории которого принадлежит на праве бессрочного пользования ЗАО "Камея". И не пускает организованные работниками "Камеи" траурные процессии на территорию кладбища. В конце концов, они же имеют право заниматься бизнесом на своей земле.

- Да кто же мешает? У них не только земля "своя", у них там и здание есть, оформленное в собственность. В здании мастерская по производству могильных памятников, любой желающий может прийти, заказать памятник на могилу родственника, они сделают и благополучно установят - мы слова не скажем. Они не должны подменять муниципальные функции по выдаче разрешений на захоронения и собственно захоронения.

- Но согнать их с земли вы все равно хотите.

- Конечно. А где вы видели, чтобы земля, на которой кладбище, принадлежала частной компании? Такого права для юридических лиц в российском законодательстве давно не существует. Когда-то давно они сумели это оформить, но прошло время, изменилось законодательство - сегодня это абсурдно, что мы и хотим доказать в суде. Первая инстанция проиграна, да - обратимся в апелляцию. Но пока процесс не выигран, мы даже не пытаемся помешать "Камее" заниматься бизнесом на участке Кузьмоловского кладбища, который у них в пользовании.

- Проще говоря, сегодня за похоронами к вам, за памятником - в "Камею".

- За похоронами - да, а про памятники - я таких советов не даю. Люди могут обратиться в любую компанию, которая им понравится.

Лев Годованник,
для 47news