"Золото" по скандалам в Токио взяла белорусская бегунья. В споре о рефлексиях 47news цитирует главу спорткомитета Смольного: "Спортсмен принадлежит тренеру, а тренер — стране".

Кристина Тимановская, бегунья на 100 и 200 метров, публично возмутилась решением тренера поставить ее на эстафету 4 по 400 метров. В ответ руководство сборной Белоруссии попыталось отправить ее обратно в Минск. Но на родину она возвращаться не собирается.

В каком месте в иерархии спорта высших достижений находится спортсмен, и надо ли было послушаться тренера и смириться, а не рефлексировать относительно политических режимов, 47news рассказал участник двух летних Олимпиад, серебряный призер Олимпийских игр 1996 года, многократный победитель этапов Кубка мира, шоссейных велогонок в Испании, Германии Антон Шантырь. Сегодня он глава спорткомитета Смольного.

df1c728748d057a994654db7059c8ec4237ef4cb0_1200_798.JPG Глава спорткомитета Смольного Антон Шантырь. Фото: Сергей Михайличенко

- Антон Игоревич, вы олимпиец. Дважды. Олимпийцы — спартанцы? Они могут сказать "не хочу, не буду, это не мое, вы заставляете меня делать то, к чему я не готовился"?

- Не могут. Для того, чтобы стать олимпийцами, спортсмены трудятся всю жизнь. Ты перестаешь себе принадлежать, когда приходишь в спорт высших достижений. Ты начинаешь принадлежать тем условиям, которые готовят тебя к высшим достижениям. Ты должен делать то, что тебе говорят. Основным условием подготовки спортсмена является тренер, а не материально-техническая база, гонорары. Ты принадлежишь тренеру. Тем более, на Олимпийских играх.

- Как вы оцениваете в этой связи кейс белорусской спортсменки Кристины Тимановской? Девушке сказали, что она побежит не привычные 100-200, а 400 метров и в эстафете. Поставили перед фактом. Она возмутилась. Её попытались отправить домой. Она в итоге убежала в Польшу.

- Я тот человек, который смотрит Олимпийские игры постоянно. Я сам участник двух Олимпиад. Подводные течения были и в мое время. Были, есть и будут. Они сбивают спортсмена с толку. И в данном случае задача тренера, а в случае Олимпийских игр, это и задача олимпийского комитета, — создать условия для выступления. Олимпийские игры — это самое топовое мероприятие во всей пирамиде спортивного шоу-бизнеса. Это продукт, который надо максимально продать. Что и делается. В любом шоу-бизнесе важно привлечь внимание публики, создать определенные интриги. Интриги положительные привлекают меньше, чем отрицательные. Это одна сторона медали. А то, что происходит внутри олимпийской деревни, это вообще отдельная история. Там для СМИ можно все. Там под одеяло залезают все и всегда, со мной это тоже было. Кстати, когда я первый раз приехал в олимпийскую деревню в США, одеяло надо было держать над собой руками. В Атланте на улице было плюс 40, а в комнате было плюс 12. Так работал кондиционер. В этих условиях невозможно было существовать. Мы на следующий день оттуда уехали. Поэтому функционерам, которые находятся на Играх, важно оградить спортсмена от влияния извне, от сбивающей информации.

- Так права или неправа Тимановская?

- Спортсмен, чтобы не сказать грубо, — это конечный продукт, который надо оберегать, поддерживать в максимальной физической форме, сохранять режим дня. То, что произошло с этой спортсменкой — точно упущение функционеров ее страны.

- Недосмотрели за продуктом?

- 100%.

- В данном случае человек готовился к одной дисциплине, а ее записали в другую. Ее возмущение можно понять?

- Нельзя. Но я на самом деле сомневаюсь, что так происходило с чистого листа. Предполагаю, что есть еще какая-то составляющая, которая привела к этой информации. Если тренер своему спортсмену сказал, что ты готов бежать не 100, а 200 метров, а спортсмен отказывается — такого в природе не бывает.

- То есть, с точки зрения "олимпиадных военных действий", спортсменка теперь дезертир?

- Она не дезертир, мы не до конца можем анализировать всю информацию. Исходя из того, что все больше политики в спорте, я предполагаю, что там вмешались какие-то силы извне. Я думаю, что спортсменку вынудили это сделать, не более того.

- Не будем ее осуждать?

- Я могу сказать как человек, прошедший школу высших достижений, что связка тренера и спортсмена, дошедших до Олимпийских игр, крепка настолько, что я исключаю возможности спортсмену не делать того, что говорит тренер. Есть какие-то третьи силы.

- Соответственно, олимпиец перебежчик — всегда предатель? Не просто к другому тренеру, но в другую страну.

- Не могу прямо так сказать. У меня есть пример человека, который для того, чтобы продолжить карьеру и обеспечить себе возможность участия в крупных международных соревнованиях, поменял гражданство. Но я не считаю его предателем. Наши хоккеисты, которые выступают в НХЛ, мы же не можем сказать, что они перебежчики. В определенных случаях спорт не имеет принадлежности к стране. Но если брать Олимпийские игры, я помню свои ощущения, когда я стоял на высшей ступеньке пьедестала, играл гимн Советского Союза и поднимался красный флаг. И помню эмоциональный и организационный спад вокруг нашей сборной и нашей страны. А сейчас мы явно возвращаемся к состоянию гордости.

Шантырь СССР.jpg Фото из личного архива Антона Шантыря

- На этих Олимпийских играх есть еще история американки Симоны Байлз, которая внезапно снялась с соревнований. Все подозревают что дело в здоровье. Евгений Плющенко, который тоже снимался с игр, поддержал звезду. Позже стало известно, что американка всё же выступит. Это "нормальные капризы" атлета?

- Спортсмены, как дети. Это нормально. Мы с вами получаем удовольствие от картинки, обсуждаем, что кто-то недомогает. И больше гордимся спортсменом с каким-то нюансом. Перелом руки у нашего тхэквондиста с золотой медалью. Понимаете? Это добавляет гордости за наш российский бойцовский характер. Спорт, он весь такой. Та же Мадина Таймазова (российская дзюдоистка - ред.). Ну правда, засудили, но характер! Человек чуть зрение не потерял, но боролся до конца. У нее будет следующая Олимпиада, она возьмет свое золото.

- Вообще сейчас такого стало больше, чем раньше? Когда атлеты внезапно говорят своё персональное "нет" коллективному "да"?

- Это все очень индивидуально, но становится больше.

- Это просто потому, что мы живём в цифровую эпоху, где всё становится известно моментально и всем?

- Да! Больше информации появляется.

- Надо, как у военных, мобильники отбирать, когда в сборную попадает человек?

- Именно так и нужно делать! (Смеется). На самом деле, слишком много стоит на кону. Я 24 часа думал о том, что ем, пью, во что одеваюсь. И отсекал любые ненужные встречи, думая только о результате. И взять мобильный телефон и прочитать про себя, что ты такой плохой, что ходишь в форме с национальной символикой и должен быть дисквалифицирован из-за допинга — эти вещи надо отсекать.

- Кстати, про допинг. Тут якобы американцы обвиняли нашего пловца Рылова в допинге, а потом оказалось, что их неверно поняли и никаких персональных упрёков. Журналисты портят историю?

- Журналисты работают на публику, а спортсмены должны существовать в своем вакууме.

Шантырь Медаль.jpeg Серебряная медаль Олимпиады в Атланте 1996. Фото из личного архива Антона Шантыря

- Еще на этой Олимпиаде есть жалобы на результат. Вот Сесилия Берде после поражения француженок саблисток россиянкам заявила, что наши – "обманщицы". Якобы под надуманными предлогами сбивали темп, меняли оружие. Почему нет смирения нынче? Проиграл, так умри с честью!

- Ну гласность в Европе всегда была. Это наши со смирением едут домой без медалей. Сегодня питерские пловцы приехали, восемь человек. Без медалей. Сделаем выводы. Ничего страшного, у всех глаза горят, я уверен, что они нацелены на следующую Олимпиаду. Мы когда проигрываем, пытаемся максимально лучше выступить на следующих соревнованиях. А другие пытаются оправдываться. Ну, ничего, это им в минус, а нам в плюс. Мы покажем себя в бою.

- Мальчики не ноют, почему? Или мы просто не в курсе?

- Про девчонок интереснее нам, мальчишкам, обсуждать! Такие национальные традиции российские. Мы до сих пор с ребятами катаемся на велосипеде, и темы две: тачки и девчонки. Природа остается неизменной.

- В сухом остатке, нормально ли, что спортсмены, так или иначе, ищут лучшей жизни? Что они сами вынуждены решать свои проблемы, а не их сборные?

- Это пища для мозга. Но в целом, главное, чтобы сам принцип олимпийского движения не поменялся: соревнования среди равных по одним регламентам. Это все делается, в конечном счете, для зрителей. Дальше уже идут судьбы самих спортсменов. Про любого можно фильм на "Ютьюбе" посмотреть, про его семью. В то же время, отсутствие загадок убивает интригу. Спорт ждет сложная судьба.

Николай Нелюбин,
специально для 47news