Энергия новой инициативы рискует прекратить торговлю животными в России без санкции властей. Нам пришлось задать идиотский вопрос.

Депутат Госдумы от "Единой России" и даже глава комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов отрицает связь между выборами в сентябре и своей инициативой. Впредь правила торговли в зоомагазинах и на птичьих рынках будет определять Михаил Мишустин и его министры, в том числе сын экс-директора ФСБ Дмитрий Патрушев. В интервью 47news уроженец Златоуста рассказал, что идея не приведёт к выгодам производителей конкретных клеток, но заводчикам породистых животных стоит быть готовыми, что скоро придут и за ними.

- Владимир Владимирович, что не так с зоомагазинами-то? Зачем вы решили помешать им торговать животными?

- С зоомагазинами всё в порядке в той части, когда они занимаются продажей кормов, аксессуаров, игрушек для животных. Когда они продают это, там всё зарегламентировано. Вот сейчас Россельхознадзор взял и заблокировал поставки кормов для животных сразу из нескольких стран. Не от нескольких производителей, а из нескольких стран сразу.

- И что это за история? Неужели политическая?

- Это история, когда решение принято и реализовано в моменте. А всё, что касается продажи животных, оно там не регламентируется вообще никак. Если ты хочешь продавать корма, у тебя будет куча бумажек на руках прежде, чем начать этим заниматься. Роспотребнадзор будет бдить. А если ты продаёшь живых существ, то ты сейчас вообще никому ничего не должен. Просто вообще. И это касается не только зоомагазинов. Это касается всех мест продажи животных. В том числе птичьих рынков и питомников. В отсутствие всяких требования к местам продажи - продажа осуществляется как бог на душу положит. Какие-то маленькие аквариумы, в которых животные находятся не просто неделями, а месяцами. Без проветривания, без доступа свежего воздуха, без инсоляции, без возможности выгула, без ветеринарной помощи, без нормального рациона, без социального общения, без адекватного температурного режима. Могу перечислять долго.

- Рабовладельческая тюрьма?

- Даже хуже. Если мы посмотрим на те же птичьи рынки, то задний двор каждого – братская могила для тех, кому не повезло дожить до момента продажи. Если же мы посмотрим на зоомагазины, то человек там покупает практически гарантированно больное животное. Зачастую тяжелобольное, когда на лечение приходится тратить сотни тысяч рублей. А человек его купил, не подобрал на мусорке или забрал в приюте. И зачастую люди покупают животное инвалида. Кстати, многие заболевания, которые есть у животных в отсутствие ветеринарной помощи, зачастую передаются и человеку. То есть ситуация опасна не только для животных, которые могут погибнуть, но и для человека.

1.jpg Printscreen Instagram Владимира Бурматова

В итоге у нас в стране прописаны правила для содержания животных где угодно. В цирках – для каждого животного есть целый талмуд. В зоопарках есть. Даже в приютах для бездомных животных. То есть для тех, у кого вообще нет никого и ничего, есть правила. Кроме мест продажи. Поэтому мы своим законопроектом предложили защитить и людей от покупки нездоровых и опасных животных, у которых нет вакцинации, ни ветпаспортов и справок, и обезопасить и животных. То, что сегодня происходит в зоомагазинах и на птичьих рынках, прямо чётко подпадает под определение жестокого обращения с животными, которое прописано в законе об ответственном обращении с животными.

- Соответственно, следующий шаг – введение ответственности для торговцев животными?

- Сначала про механизм. Мы предложили механизм в виде установления требований. Мы не предложили закрыть зоомагазины. Упаси, бог! Зоомагазины нужны. Они должны торговать кормами, принадлежностями. Они рыбок могут продавать. Или мышей декоративных. Мы предложили прописать требования. Те зоомагазины, которые требованиям будут соответствовать, пусть занимаются торговлей. Если есть ветеринар, место для выгула, у животного есть прививки, он получает доступ к кислороду и солнцу с едой нормальной. Но уже сами зоомагазины говорят, что они прекрасно понимают, что их условия не подходят. И, не дожидаясь принятия этого закона, крупные сетевики уже сегодня отказываются от продажи животных в инициативном порядке. Для них это мизерная статья доходов. Им животных же сдают на реализацию. Животные не их. Они процент получают. Ну а на птичьих рынках продажа животных просто априори должна подпадать под запрет. Там это всё просто за гранью добра и зла. Что же касается санкций, то такими санкциями, естественно, может быть приостановка деятельности этого учреждения, либо штраф, прекращение деятельности.

- В сухом остатке в зоомагазинах, как минимум, станет меньше клеток со зверьём. А остальных куда денут? Навряд ли им построят комфортные отели на время продажи. Ведь просто перенесут клетки в подвалы и гаражи. Там кто будет мониторить?

- Там есть нормальный вариант переходного периода, который мы уже неоднократно использовали как формулу. Дадут возможность распродать тех, кто есть на сегодня. А дальше лишат права завозить новых постояльцев. Единственный вариант. Иначе животных начнут выбрасывать. Это не дело. На это никто не пойдёт. Крупные зоомагазины, сети уже говорят, что понимают, что законопроект будет принят. Он получил положительный отзыв правительства.

- А известный собаковод спикер Госдумы Вячеслав Володин инициативу поддержал?

- (Пауза) Не понял ваш вопрос.

- Известно, что ваш непосредственный руководитель – большой любитель животных.

- Мне кажется, что вам надо у него поинтересоваться… Не туда вопрос адресуете.

- Всё просто же. Когда есть санкция руководителя предприятия, тогда проще реализовать инициативу.

- Вы не очень понимаете процедуру законотворчества. Любая законодательная инициатива направляется на имя председателя. Эта была направлена. Дальше он расписывает в профильные комитеты.

- Ваша инициатива, очевидно, сузит рынок торговли животными. Любое административное давление на рынок ведёт к росту цен. Вы зачем цены разгоняете?

- Это не так. Поймите, что рынок в этой части сложнее. Он многокомпонентный. К примеру, сейчас быстро набирает популярность практика брать животных из приюта. Я вот из приюта взял собаку и кошку. Это рынок? Отчасти, да. Приюты удовлетворили мой спрос на наличие двух питомцев. Платил я при этом деньги? Нет.

- Как вы оцениваете рынок торговли животными в России? Миллиарды?

- Основная доля рынка – заводчики и питомники. Те, кто занимаются разведением породистых животных и их продажей. Их эта история практически не затронет, поскольку питомники – серьёзные учреждения, которые могут позволить себе и ветеринаров, и заботу за теми, кто находится в питомнике. Про зоомагазины я сказал, что это мизерная доля их доходов. Про птичьи рынки никто не знает тамошнего оборота. Это не то, что "серая", это "абсолютно чёрная зона" с поддельными сертификатами, левыми свидетельствами и родословными. Когда люди туда приходят за таксой, она потом вырастает размером с телёнка. Оказывается безродной собакой, за которую заплатили кучу денег.

- Мощная мафия. Вам не страшно?

- А вы пересмотрите, какие законы мы приняли за последние четыре года работы. Станет понятно, на какие хвосты мы только не наступили.

- В том числе и в интернете торгуют?

- Интернет - это же не место. Это инструмент информирования.

- У нас часто благие инициативы заканчиваются выгодой конкретных производителей и бизнесменов. Нам стоит удивляться, если в итоге всё кончится тем, что чиновники обяжут продавцов держать зверей в клетках конкретных и, конечно же, сертифицированных чиновниками производителей?

- Это невозможно. Потому что аналогичные правила действуют для цирков, зоопарков или приютов. Вы найдёте там клетки одних и тех же производителей? Нет.

- То есть лоббирования конкретных интересантов в вашей инициативе нет?

- Лоббирование здесь невозможно. В других сферах, где есть схожее регулирование, нет даже намёка на монополии. Не та сфера и не те деньги, которые были бы интересны монополистам.

- Согласитесь, что степень жестокости в отношении со змей или котёнком может быть разной при формально одинаковых условиях и подходе. Если каждого поместить в одинаковую клетку. Кто будет оценивать страдания конкретных видов животных, какие погоны будут на плечах?

- В законопроекте прямо написано – правительство РФ. Кто конкретно будет за это отвечать – определит уже правительство своим ведомственным документом. Я лишь могу предположить, что это будет Минсельхоз. Но это может быть и другое ведомство.

- То есть Патрушев?

- Минсельхоз – это Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. У них есть министр, да. У этого министра есть фамилия. Дело в том, что аналогичные нормы были реализованы в других сферах. В частности, для приютов для бездомных животных требования устанавливало Минприроды. Справились же. Для цирков и зоопарков требования разрабатывал Минкульт.

2.jpg Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев

- Почему защищать несчастных зверей потребовалось сейчас? За полтора месяца до выборов. Потому что кошечек и собачек любят все, и вас нельзя не похвалить?

- Идиотский вопрос. Если посмотреть, чем занимался четыре года наш комитет под моим руководством, то видно, что абсолютно с нуля создана абсолютно новая отрасль. Отрасль защиты животных. Не было ни одного нормативного акта. А сегодня у нас одно из самых развитых государств в этом вопросе. Мы одна из двух стран в мире, где есть поправка в Конституцию, защищающая животных. У нас есть базовый закон об ответственном обращении с животными, который до этого лежал 8 лет без движения. Реализован он был нами. Приняты поправки в Уголовный кодекс, в Гражданский кодекс, которые защищают животных. Внесены шесть новых составов в Административный кодекс. Идёт настройка всего законодательства, чтобы братья меньшие у нас были защищены. Это одна из многих сфер, которая касается нашего комитета.

- Вы же в Думу снова идёте.

- Ну за меня котята не голосуют. За меня голосуют люди. Причём я же - одномандатник. За меня голосуют конкретные люди, живущие на конкретном избирательном округе. Чего вы ерунду спрашиваете?

- Вы политик. Скоро выборы. Ваш рубеж – животные. Вы их защищаете. Это касается огромного количества людей. Нормальный вопрос.

- С вашей точки зрения нормальный. А с моей дурацкий, учитывая, что мы не первый раз разговариваем о том, чем я занимался весь этот созыв. Логично, что я не вдруг этим занялся, потому что выборы, и мне надо быстренько подорваться исполнять то, за что вы мне вообще-то платите деньги.

- Дурацкая ситуация, когда политик обижается на вопросы.

- А я разве обижаюсь. Если бы я обиделся, я бы положил трубку.

- А было бы круто, если бы котята могли голосовать за вас? Вы бы точно выиграли?

- Я и так выиграю эти выборы. Об этом говорит социология, которая проходит среди избирателей Металлургического одномандатного округа №190 в Челябинской области.

- Среди металлургов так много кошатников и собачников?

- Так же, как и во всей стране, – 53%.

Николай Нелюбин,
47
news