Святые отцы из разных уголков описали формулу бесед с паствой о прививке от COVID-19. Если вкратце – церковь в пропаганде не помощник.
РПЦ подключилась к кампании по пропаганде вакцинации населения России от коронавируса. Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион на днях пообещал, что "антипрививочники будут каяться всю жизнь".
В связи с этим 47news обзвонил священнослужителей в разных уголках Ленобласти. Мы ожидали, что у них есть как минимум циркуляр, по которому они разъясняют пастве важность добавления в кровь "Спутника" и тому подобного. Выяснилось, что большинство из опрошенных 47news представителей церкви на местах скептически относятся к идее церкви воздействовать со стороны на умы граждан.
Так, настоятель Приозерского подворья Валаамского монастыря отец Фотий в беседе с журналистом 47news высказался категорично: "Каждый верующий пусть решает за себя сам. Никакого циркуляра нет и не будет".
Эту же мысль в разных вариациях повторили и другие спикеры. Настоятель Свято-Успенского храма Барышево, что в Выборгском районе, Вячеслав Литвинов прокомментировал так: "Задача Церкви - приводить к Христу. Каждый сам пусть делает вывод".
- Если ко мне подойдёт прихожанин, я скажу так: лучше, чтобы он слушал сведущих специалистов. Не клерков, не административных деятелей, которые никакого отношения к медицине не имеют, потому что нет образования, - добавил он.
Судя по всему, если тенденция сохранится, храмы скоро могут стать тем местом, где люди смогут укрыться если не от самого коронавируса, то от нескончаемых разговоров о недуге. К примеру, иерей храма в Новолисино в Тосненском районе Сергей Присяжнюк пообещал, что при нём в его приходе никогда не будут разделять верующих на привитых и не привитых.
- Я никого не заставляю и не отговариваю от прививки. Моя позиция - думай сам. Надо – колись, не надо - не колись. Даже если в трапезной, за чаем, начинаются дебаты, сразу их пресекаю. И вообще, раньше никто друг у друга не спрашивал, сделал ли прививку от кори или гриппа, а тут вдруг все начали интересоваться одним и тем же, - отрезал он.
Разговорившись с каждым из собеседников, журналист 47news понял, что, несмотря на равноудалённую позицию, священникам всё же часто и много приходится общаться с прихожанами на тему вакцинации. Обращаются к ним, поскольку "люди напуганы и не могут получить однозначного ответа "в миру".
- Сами же (мирская власть – ред.), говорят одно, а делают другое. Сначала – "паспортов ковидных нет и не будет", тут же требуют от своих чиновников поголовно привиться, – привёл в пример отец Фотий.
Настоятель из Барышево признался, что сам не делал прививку из-за состояния здоровья, а иерей в Новолисино рассказал, что недавно переболел. Отец Фотий тоже не проходил вакцинацию.
Из советов, как защитить себя от инфекции, собеседники из РПЦ не смогли не призвать людей молиться.
- Исповедь и причастие - это путь православного человека, что бы ни случилось, - назвал формулу духовного успеха отец Фотий.
Вячеслав Литвинов вспомнил советский лозунг:
"Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. И разумная гигиена. Не до сумасшествия, когда человек маниакально относится к защите от всех возможных микробов. Надо помнить - любая болезнь в жизни человека может быть последней, но любая болезнь - от Бога".
Уберечься от заразы, по мнению Сергея Присяжнюка, несложно: поменьше шастать не пойми где, мыть руки.
Заметим, обзвон десятка священников в разных районах Ленинградской области показал, что многие вообще не готовы говорить на эту тему без прохождения процедур в виде официальных переписок. Впрочем, даже отец Дионисий, секретарь Выборгской Епархии, бросил трубку при попытке задать вопрос, хотя в пресс-службе заявили, что только он компетентен давать комментарии в качестве представителя.
Единственный, кто позволил себе высказать активную позицию, был протоиерей Санкт-Петербургской епархии, председатель правления фонда "Круг добра" Александр Ткаченко. Он рассказал 47news, что духовенство, как и в период первой волны, находится на переднем крае борьбы с пандемией, и постоянно общается с людьми.
- Люди приходили, были растеряны, не чувствовали поддержки. Батюшки стали теми, с кем можно просто поговорить. Многие священники переболели, и даже умерли. Потому мы должны своим примером показать необходимость вакцинирования, ведь только так мы останемся доступными. Верующие могут быть уверены, что общение осталось безопасным.
- Объясняете ли вы технологию действия прививки, чтобы доказать её эффективность?
- Это должны делать врачи. Мы, как люди без медицинского образования, не можем серьёзно рассуждать на эту тему. Священнослужители занимаются спасением души. В то же время, понимаем – нужно достичь коллективного иммунитета. Надо жить, а не умирать. Вот такой тезис и используем.
- Ведёте ли, так сказать, превентивную пропагандистскую работу?
- Батюшка проповедует Христа, а не прививку, не нужно приписывать церкви политические технологии. Но люди ведь подходят, спрашивают о том, что их беспокоит, потому все разговоры – после службы.
Юлия Гильмшина,
47news