Профессионалы из винного мира теперь точно уверены - новый закон приподнял производителей из Краснодарского края. Те же, кто не тратит больше 400 рублей за бутылку, будут просто счастливы.

Президенту петербургской Ассоциации сомелье Евгению Шамову не до смеха после нашумевшего закона о "российском шампанском" и французском "игристом" из Шампани. В интервью 47news лучший сомелье России 2017 года, который сам работает с производителями из знаменитой провинции Франции, рассказал, кому выгоден весь этот шум пузырьков.

- Евгений, вы помните первое впечатление, когда услышали эту новость? В какой момент стали смеяться?

- Не смеялся абсолютно.

- Но потом вы ведь ярко обсудили эту историю с коллегами. Не без улыбок. Очевидно, что смешно стало позднее?

- То, что наше законодательство чудит, давным-давно ни для кого не новость. С рынка никто не уходит. Ну, поменяются некоторые этикетки на вине, так ведь наоборот, будет больше просветительской деятельности проведено. Потому что теперь все, кто обсуждает эту проблему, наконец, поймут, где "игристое", а где "шампанское". Хотя бы для себя. С точки зрения переходного периода для торговых компаний - всем дадут 5-10 лет. Так что, скорее всего, никто вообще ничего не заметит.

- Но ведь любители бить себя пяткой в грудь и кричать, что "именно мы самые крутые", теперь в плюсе?

- Любое такое законодательное действо, которое приводит к подмене международных понятий, не даёт повода бить себя в грудь, кем бы мы ни были. Хоть шампанистами, хоть производителями российского игристого.

- Вы говорите как профессионал. Я же смотрю на ситуацию глазами условного обывателя из района Сарепта на юге Волгограда, который с детства привык к "Советскому шампанскому". Есть ведь такие люди в России…

- Ну разумеется.

- И вот этот человек смотрит в новость и радуется: "Класс! Дали по ушам этим ребятам с Запада!". Это негатив?

- Если мы говорим про аудиторию, которая всё-таки пьёт "Шампань", а вы описали только что явно не такого человека, то он прекрасно уже знает, что на бутылке есть оригинальная этикетка "Шампань". Такой человек прекрасно понимает, откуда она происходит, зачем, сколько она может стоить. И если у него были до сих пор сомнения в терминах, то теперь он пристальнее посмотрит. Загуглит, что же такое "Шампань". Что это провинция, откуда и происходит это вино. Лишний раз закрепит свои знания. Ну а потребитель, который никогда этим не интересовался, который пьёт то самое "Советское шампанское", может и дальше заниматься чем угодно. Верить, что "дали отпор французам". Просто на тот рынок, который реально пьёт "Шампань", вряд ли эта информация долетит.

- А много россиян пьёт "Шампань"?

- Мы не в лидерах по потреблению "Шампани". Прирастаем, но даже в первую десятку не входим. Так что говорить о глобальном масштабе последствий тут не приходится. Ниша потребителей "Шампани", особенно качественной, действительно заслуживающей внимания, - это песчинка в море. В "Шампани" ведь тоже есть свой масс-маркет. Российский рынок не заносит в Шампань даже близко такие средства, которые им заносят Америка, Англия или внутренний рынок. Объёмы поставляемой продукции в Россию - дай Бог те же 2-2,5 миллиона бутылок. Это очень немного.

- Поэтому производитель шампанского "Moet" так легко и отыграл назад, перестал выпендриваться и согласился переклеивать этикетки?

- MoetHennessy в этом плане вообще выглядит как самое странное звено. По факту, ведь это всё не спроста. Многие воспринимают все их заявления как пиар-кампанию (2 июля один из крупнейших в мире производителей шампанского MoetHennessy предупредил, что останавливает отгрузки продукции в Россию на неопределенный срок из-за нашумевших поправок - ред.). У них специфическая ниша рынка. Та, которая отправляет нас в супермаркеты за "Шампанью" почему-то. Люди грамотные так не делают. Второе их направление – HoReCa (Hotel, Restaurant, Café/Catering (отель — ресторан — кафе/кейтеринг) – ред.). Где, опять же, они работают с бюджетами. То есть Moet работает с бюджетными вариантами, декоративными элементами, взамен получая представленность в заведениях. Но продажи не колоссальные у них.

- То есть ничего утверждать про многоходовку и заговор ради прибылей пока нельзя?

- Кому выгодно? Чисто теоретически мы наблюдаем за тем, что крупные российские винодельни, то есть почти монополисты рынка, например, "Абрау-Дюрсо", наверное, и находятся в том самом пуле потребителей, который сидит перед телеком, обсуждает эту новость, но сам ничего дороже бутылки за 400 рублей не покупал. Вот их внимание к российским винам потенциально может возрасти. Там же теперь будет надпись "Шампанское"! Наверное, только отечественным винодельням это всё интересно. Вообще многие законы, которые сейчас протаскивают наши виноделы, по ощущениям, направлены на то, чтобы теснить европейцев с рынка. Занимать большую долю.

- Новые поправки помогут российским производителям?

- Все эти действия привлекают внимание СМИ. Мы за последние десять лет стали говорить о российском вине в разы больше. Если взять за точку отсчёта 2010-2012 годы, то, предложи тогда людям в ресторанах российское вино, от него отказывались. "У нас не делают вина". С присоединением Крыма, появлением инфоповодов, внимание к российскому виноделию сразу же выросло. Пошли реплики, что "и у нас молодцы", "делают интересное", "надо попробовать". И сегодня люди не стесняются покупать российское вино. В ресторанах сами просят российское вино. Работа проделана на славу.

- При этом крымское вино за границу не поставишь ведь. Очевидно, что это один из факторов битвы за то, чьё шампанское настоящее?

- Не поставишь, да. И я не спроста подчеркнул, что лобби идёт со стороны Краснодарского края. Со стороны тамошних крупных производителей. В Крыму же мы видели ситуацию с крупными винодельнями, которым было банально тяжело существовать. Они продавали контрольные пакеты акций или производства целиком. Малыши вообще не заинтересованы в протаскивании подобных законов, если мы говорим про крымское виноделие. А вот крупные предприятия Краснодарского края, конечно же, теперь очень счастливы. В очередной раз внимание приковано к ним (акции российского производителя игристых вин "Абрау-Дюрсо" в понедельник на старте торгов Мосбиржи дорожали сразу на 8% - ред.).

- Но при этом тот же знаменитый винодел Борис Титов, чей сын управляет "Абрау-Дюрсо", в некотором смысле спорит с Путиным, который подписал нашумевшие новшества: "Шампанским должно прежде всего называться французское"...

- Как бы он себя ни повёл сейчас, огромная надпись "Шампанское" на этикетках "Абрау-Дюрсо" - это плюс.

- И потом никто как "ВкусВилл" здесь извиняться не будет?

- Не будет (улыбается).

- Так ведь дальше действительно АвтоВАЗ может начать делать "настоящие Мерседесы"?

- Как обычно, все посмеялись. Огромное количество смешных мемов. Гендальф, который говорит, "скупайте "Шампань", глупцы", был в каждом втором инстаграме. Все отшутились. Но я даже не пытался фиксировать шутки коллег. Потому что у меня это всё вызывало напряжение. Когда общаетесь с большим количеством людей, которые знают, чем вы занимаетесь, с вопросами "про это" ко мне обратилось невероятное количество людей! Выплыли люди, которых я не видел по 10 лет! Это, скорее, раздражало, чем смешило.

- Борьба за суверенность сближает?

- Да. Удивительная реакция! Реакция оказалась острее, чем сама тема.

- Но мы ведь не можем игнорировать политический контекст, в котором это всё звенит.

- Ну да.

- А в таких играх приняты разнообразные симметричные ответы. Шампань с Макроном нам чем ответят? Запретят шансон, вычеркнут нас из истории Нормандии-Неман?

- (Смеётся) Хороший вопрос! Если честно, я не думаю, что вообще какая-то реакция будет. Но я уже увидел удивительные вещи! Об этом написали во французской прессе! Для меня в очередной раз это печальный вздох: ну какого чёрта! В очередной раз доигрались… Мне хочется верить, что ничего не поменяется, а мы сможем успокоить наших партнёров. Что все разберутся, а самое главное, вкусно выпьют.

- Майонез не запретят? Ведь то, что у нас этим называют, далеко от первоначальных подарков Наполеона.

- Вот над запретом называть наш майонез "майонезом" я искренне посмеюсь! Потому что им я не занимаюсь (улыбается).

- А если объявят всех лягушек в болотах северо-запада России французскими подданными и дадут вид на жительство?

- Это хорошо, да. Каламбур "за 500". Вообще лучше посмеяться, конечно. Пока ничего серьезного не произошло. Шумихи больше, чем дела. Пока.

P.S. Пока же французские производители шампанского грозят остановкой поставок в РФ, Еврокомиссия намерена побороться с Россией за шампанское, а союз виноделов России утверждает, что "запрета называть шампанское шампанским нет".

Николай Нелюбин,
специально для 47news.