Тенденция новой социокультурной реальности привела к серьёзному пересмотру возрастной периодизации. Так, согласно последней классификации Всемирной организации здравоохранения, период с 18 до 44 лет считается "молодым". О том, как в современном мире меняется отношение к возрасту, и почему подрастающее поколение не спешит взрослеть, рассказала доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, кандидат психологических наук Екатерина Огарева.

Переосмысление концепта "взрослости", как отмечает психолог, связано и с объективными факторами улучшения качества и продолжительности жизни, и с социокультурными – ростом ценности молодости, порождающим тренд "как можно дольше оставаться молодым".

В этой связи всё большую популярность в последние годы набирает такой термин, как "кидалт" или "взрослый ребенок".

"Данная категория молодых людей в возрасте 20–30 лет традиционным ценностям зрелости – построению карьеры, созданию семьи, просоциальному поведению – предпочитает такие детские увлечения и активности, как компьютерные игры и просмотр мультфильмов. Кидалты отличаются нежеланием брать на себя ответственность, инфантилизмом в личных и рабочих отношениях и эскапизмом", – поясняет эксперт.

Кроме того, наряду с нежеланием взрослеть у молодого поколения меняется и отношение к труду. Так, по словам Екатерины Огаревой, сегодня в массовом сознании подростков одной из абсолютных ценностей считается успех, в связи в чем заметно наблюдается тенденция к "легкому" заработку.

"К успеху можно идти разными путями – изнурительными тренировками, старательной учебой, - но это долго, неочевидно и трудно. И если мы говорим о молодёжи, а тем более подростках 10-14 лет, для них успех – это признание со стороны сверстников, ощущение собственной уникальности, авторства, возможность "влиять", задавать новые тренды. Всё это легко и довольно быстро реализуется в интернет-пространстве, где размываются границы между личным и публичным и, чем ты громче, ярче, кичливее – тем лучше. Такой капитал к тому же может и монетизироваться. Поэтому сегодня профессия-мечта подрастающего поколения не космонавт, а инфлюенсер", – отмечает доцент СЗИУ РАНХиГС.

Эксперт считает, что стимулировать интерес к другим профессиям возможно на государственном уровне, делая акцент не только на образовательные стандарты и целевые программы, но и на развитие духовно-нравственных ценности среди молодежи.

"Сегодня государство стремится к регулированию процесса социализации и усилению контроля в приобщении обучающихся к "российским традиционным духовным ценностям". Подчёркивается роль гражданской идентичности, патриотизма – и вместе с тем растёт престиж военных профессий. Хочется верить, что и такая профессия как "учитель" вернётся в разряд статусных", – подытожила Огарева, выступая в рамках Международного Невского форума (он проходил в Петербурге с 24 по 26 июня).

Кстати: последнее исследование SuperJob  показало: каждый девятый россиянин (11%) хотел бы, чтобы его ребенок выбрал ту же профессию, что и он. Как правило, опрошенные объясняют это очевидными плюсами своей работы, а также желанием и наличием возможности помочь начинающему специалисту. Еще 4% сообщают, что их дети уже идут по тому же профессиональному пути, что и родители. Напротив, 63% опрошенных желают своему ребенку сделать иной выбор. Затруднились оценить свою специальность с этой точки зрения 22% респондентов.