Идея перенести Большой порт Петербурга зигзагом ушла в сторону Выборга. Там простор глубже.

На Петербургском экономическом форуме 3 июня губернатор Ленобласти Александр Дрозденко прокомментировал возможность переноса Большого порта Санкт-Петербурга в Ленобласть и сравнил две обсуждаемые локации - Усть-Лугу и Приморск

- Приморск - это новая, растущая площадка. Там, конечно же, резервов гораздо больше, чем на площадке в Усть-Луге для перевода петербургского порта. Но давайте всё-таки понимать, что это вопрос очень сложный. Вопрос и экономики, и политики. Я думаю, что пока мы находимся в стадии технико-экономического обоснования, сбора показателей. Это даже ещё не предпроект, - отметил спикер.         

Видео: телеграм-канал правительства Ленобласти

Морской порт "Большой порт Санкт-Петербург" - один из крупнейших портов на Северо-Западе. Расположен в Невской губе Финского залива и устье Невы. Площадь акватории 164,6 квадратных километров, протяжённость причальной линии 31 километр. По данным порта, грузооборот за 2020 год составил 59,8 млн тонн грузов. Территория порта почти 600 гектаров.

Идея вывести порт за пределы города обсуждается много лет. В 2010 году была вспышка - за перенос публично выступил на тот момент гендиректор "Росморпорта" Игорь Русу. Но идея не встретила поддержки ни Петербурга, ни федералов.

Свежий импульс поступил в конце марта - совладелец "Трансмашхолдинга" Андрей Бокарев обратился с письмом к Владимиру Путину с предложением вывести мощности порта Петербурга в Усть-Лугу. Президент поручил проработать идею. Проект переноса оценивается в 440 млрд рублней. На высвобожденных гектарах можно построить 4,8 млн квадратных метров жилья. В пример приводится Гамбург, Роттердам, Лондон, Торонто и Йокогама. 

Наглядный пример Хельсинки, где за 10 лет выведена за пределы города часть порта. На освобождение 220 га было потрачено 600 млн евро. Территории были застроены дорогим, даже по меркам Хельсинки, жильем площадью 2,2 млн кв. м. Новый порт занял площадь вдвое меньшую, чем старый.

Опрошенные участники рынка склоняются к тому, что перенос мощностей Большого порта в Приморск более предпочтителен. Основная причина проста - пригодных участков там практически не осталось - реализованных и заявленных проектов уже более чем достаточно.

Так, в порту Усть-Луги работает "Ростерминалуголь", лесной терминал "Фактор", многопрофильный перегрузочный комплекс "Юг-2", "Универсальный перегрузочный комплекс", автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, строится универсальный терминал Lugaport, "Усть-Лужский контейнерный терминал", "Новатэк Усть-Луга", "Усть-Луга Ойл", "Европейский серный терминал". Строит свой терминал "Ультрамар". Всего же уже дюжина больших игроков. Помимо этого, Газпромом и не только им, заявлены мегазаводы по сжижению и переработке газа, а также производству метанола. 

photo_2021-06-03_20-24-06.jpg

Понятно, что в этот трамвай уже сложно влезть. Как эмоционально выразился один из чиновников в правительстве Ленобласти "Вы покажите, как это сделать физически? Ногами запихивать разве что". Из тех земельных участков, что остались, где-то не протянуть железнодорожную ветку, где-то земли военных, либо лесфонд. Помимо тесноты немаловажно и то, что в Приморске больше глубины. Там же относительно просторно и есть перспектива по обработке большого количества грузов.  

Из крупных проектов реализуется “Универсальный погрузочный комплекс” Ильи Трабера. На него уже обратил внимание президент, дав в конце мая поручение председателю госкорпорации развития ВЭБ.РФ Игорю Шувалову рассмотреть возможность финансирования это проекта. Стоимость комплекса оценивается в 275 млрд рублей. Рядом земли экс-президента "Роснефти" и владельца компании "Нефтегазхолдинг" Эдуарда Худайнатова. Речь о перспективном участке "Высокинский”.        

Помимо технической стороны есть и социальная. С учётом того, какие людские ресурсы понадобятся для реализации заявленных в Усть-Луге проектов, можно себе представить,  какие вопросы это вызовет у местного населения - неизбежен приток мигрантов. Третьего июня на ПМЭФ уже звучали опасения превращения района в гетто. Кроме того, так вышло, что при получении участков никто не подумал о, скажем так,  генеральном плане. Получилось, как в условном Мурино - домов настроили, о школах и дорогах не подумали. В результате, поселения оказались слишком близко от промышленных территорий - отсюда и жалобы на угольную пыль и на постоянный шум как, например, в Вистино.  

Отметим, что сама идея о переносе может столкнуться с разрозненностью мнений арендаторов земли в Большом порту. Можно прогнозировать аналогию с Апраксиным двором, где сотни мелких частников поломали волю властей города привести территорию в порядок. Впрочем, земля в порту по большей части государственная, отданная в аренду на 49 лет. И если будет выбор - директивно съехать или переехать с возможностью реализовать девелоперские проекты на освобождённых участках, то выбор будет прост.

Другое дело, что решение о переносе может принять лишь один человек. В связи с этим можно предположить, что начинается тонкая игра реплик в публичном пространстве по перетягиванию внимания.   

Виктор Смирнов,
47news