Судебный переводчик передал 47news запретное: у преступности есть национальность, и от нее зависит, во что именно мигрант может влипнуть.

Хамиду Абдусаламову 41 год, он родился и вырос в Самарканде. Обладает тремя высшими образованиями — физкультурный университет, милицейская академия и Самаркандский государственный университет. Около 13 лет проработал в МВД Узбекистана. Владеет семью языками — кроме родного узбекского и русского это таджикский, туркменский, азербайджанский, киргизский и фарси. С 2017 года работает судебным переводчиком в Петербурге. Ежегодно участвует примерно в тысяче уголовных и административных дел.

- Начнем с общего впечатления: самое большое количество дел, с которыми вам приходится сталкиваться — это?

- Конечно же, подделка документов — миграционных патентов и справок о регистрации, прежде всего. Но проблема — не национальная, а бюрократическая. В Петербурге так организовано исполнение миграционного законодательства, что многим кажется, будто нарушить его проще, чем соблюсти. Например, для трудоустройства каждому нужен патент, которые имеет географическое ограничение, скажем, территория Петербурга. Он получает патент, а потом находит более выгодную работу на стройке в Девяткино — это Ленинградская область. Купить подделку намного дешевле и проще, чем оформить новый патент. Так же справки о регистрации — если работодатель селит мигрантов в каких-нибудь бытовках, то зарегистрироваться по месту жительства невозможно.

- Вы обещали рассказать про национальные особенности разных видов преступлений.

- Да, на подделках чаще остальных попадаются мои земляки узбеки — процентов на 60-70. Тут две простых причины. Во-первых, узбеков среди трудовых мигрантов в Петербурге больше, чем остальных. Во-вторых, в нашем менталитете заложен принцип "Всё в дом". Узбеки будут тут очень плохо жить, могут по несколько дней почти не есть ничего, чтобы сэкономить и больше отправить домой, в семью. У таджиков, например, эта особенность меньше развита.

- Что у нас на втором месте?

- Кражи, разбои. Тут чаще таджики попадаются. Наш народ более боязливый, чем, например, таджикский. Таджики всегда лучше знают свои права и всегда более упорно их отстаивают. Оборотная сторона этой особенности — в преступных проявлениях. Больше готовы на дерзкие преступления. Наши привыкли не возражать старшим или госчиновникам и тихо ждать, пока получится так, как им хочется. Таджики постараются активно приблизить этот момент. Такие черты воспитываются поколениями. Самый распространенный вариант кражи для мигранта — заходит в магазин дорогой одежды, под видом примерки одевается в новое и в этом уходит из магазина. За день посещения магазинов можно неплохо заработать. Кстати, в последнее время узбекская молодежь на таких преступлениях тоже попадается.

- Традиции меняются?

- Интернет появился. У молодых формируется неправильное представление о том, как принято жить в других странах. Тот же узбек 70-80-х годов рождения воспитан только на национальных традициях. Узбек 90-х годов воспитан на них же, но интернет показал ему, что можно по-другому. И это знание тоже стало частью воспитания — нередко в искаженном виде. Суть искажения — не обязательно работать, чтобы зарабатывать. Одно дело жить в России и, соответственно, знать, какая тут жизнь, совсем другое вырасти в Узбекистане или Таджикистане и думать, будто знаешь. Сотни раз приходится объяснять молодым: приехал в гости — веди себя, как гость. Это, конечно, не только узбеков касается.

- А как насчет организованной преступности? Кого в таких делах вы чаще встречаете?

- Чеченцев и таджиков. У этих народов сплоченность больше развита. Простой пример: когда обидят какого-то таджика, за него десять земляков заступаться приходят. А, например, узбеки, когда их обидят, чаще будут сидеть и тихо переживать. Земляки же предпочтут не вмешиваться — если, конечно, их семей не касается. Узбеки поэтому реже попадаются в массовых драках.

- Мигранты видны и в сексуальных преступлениях.

- Они приезжают сюда со сформированным благодаря интернету и телевидению мнением, будто знакомство парня с девушкой легко и быстро переходит в близкие отношения. Они считают, что так и должно быть. Молодые мигранты думают, что если девушка сходила с ним в кафе, где он угостил её, то она должна вступить с ним в интимные отношения. Картинки из фильмов, которые они смотрели у себя дома, таким странным образом накладываются у них на национальные традиции мужского доминирования в отношениях с женщинами. Молодые часто не понимают, что в других странах могут быть совсем другие традиции. Трудно очень объяснить многим, что, если хочешь, чтобы девушка стала твоей, надо подумать хорошенько, а не применять силу.

- На родине, в семьях тех, кого тут обвинили в изнасилованиях, к этому как относятся?

- Не верят до последнего. Коран не допускает сексуальное насилие, это позор для любой религиозной семьи.

- На сексуальных преступлениях выходцы из каких стран чаще попадаются?

- Киргизы и мои земляки-узбеки, к сожалению. Обычно это происходит после употребления алкоголя.

- Коран же запрещает…

- Запрещает. Но, попадая в Россию, они попадают в другой мир, в котором часто забывают про религиозные запреты.

- Выходцы из Таджикистана не забывают? Или забывают реже? Вы не говорите про них в связи с сексуальными преступлениями.

- Они сплоченные. Они скорее удержат друг друга от таких поступков или найдут способ запугать жертву, чтобы та не обратилась в полицию. Но, раз уж зашел разговор об изнасилованиях, стоит рассказать о тенденции, с которой я в последние годы сталкиваюсь. Появляются девушки, которые провоцируют мигрантов на сексуальные действия, а потом вымогают деньги: плати или обращусь в полицию. Бывает даже обращаются в полицию, а потом шантаж: дашь денег — заберу заявление. Даже ценник сформировался: 100-150 тысяч рублей такое стоит.

- Часто бывает, чтобы правоохранительные органы цеплялись к мигрантам без объективных причин?

- По моим наблюдениям, не больше 5% случаев. Обычно претензии полиции имеют вполне реальные причины.

- Кстати, а как мигранты к взяткам относятся?

- Изначально, как все — проще от представителей власти лучше откупиться, чем спорить. Но последние годы ситуация меняется. Если узбеки и сейчас готовы дать полицейскому патрулю пару тысяч рублей, лишь бы их не трогали, те же таджики начинают отстаивать свои права – если, конечно, не виноваты на самом деле.

- Мигранты приезжают сюда на заработки — в странах исхода такая нищета?

- У всех по-разному. Большинство молодых людей приезжает, чтобы заработать на свадьбу. У нас в Узбекистане старейшины отменили требования по размеру калыма — он стал не обязательным. Но 1500-2000 долларов все-равно нужно. На моей родине это крупная сумма. Плюс свадьба. Традиция требует, чтобы на свадьбе больше тысячи человек было — такая свадьба с калымом в 10 000 долларов обойдется, не меньше. Власти Узбекистана пытаются объяснять, что это ложно трактуемое требование Корана, даже штраф ввели на свадьбы, где больше 150 приглашенных, но пока не очень помогает.

- Наконец, философский вопрос. Мигранты чувствуют себя тут "неграми в Америке" — мол, мы черные, а они белые, — или рабочими, у которых есть положенные по трудовому законодательству права?

- Пятьдесят на пятьдесят. Половина — "негры в Америке", к сожалению.

Лев Годованник
для 47news