Сценарист, придумавший Афоню, требует с "Ленфильма" долг, иначе — банкротство. Тут же пришёл первый транш. А всё из-за фильма к юбилею ФСБ.

Как стало известно 47news, 21 мая киностудия "Ленфильм" получила уведомление от 77-летнего мэтра сценарного мастерства Александра Бородянского. Это он придумал киноистории про выпивоху-сантехника Афоню, про мечтающего о собственной джаз-банде комсомольца Костю, про американского сверхпрофессионального киллера Джона Поллака, с которым в советской Одессе случилось полное "Дежа Вю". В случае с "Ленфильмом" всё финансово драматично. Сценарист сообщает о намерении обратиться в Арбитраж Санкт-Петербурга и Ленобласти с заявлением о признании киностудии банкротом.

Источник конфликта — в 2016 году. На "Ленфильме" рассматривают вариант с запуском в производство картины с рабочим названием "Декабрь 1917". В партнёрах сама ФСБ, у которой юбилей. Фильм про первый петроградский месяц становления ВЧК. Работа предусматривает вознаграждение в 3 млн рублей. Из них аванс — миллион. Чтобы погрузиться в атмосферу, мастера допускают в архивы. Уже 4 мая 2017 по электронной почте от Бородянского на "Ленфильм" улетает сценарий. В обратном направлении нет перевода 2 млн рублей. Как следствие — тяжба в московском Арбитраже. Там признают, сценаристу не доплатили.

47news позвонил Эдуарду Пичугину, который в то время занимал пост генерального директора "Ленфильма".

- Всё очень просто. Главным редактором "Ленфильма" тогда работала Светлана Кармалита (жена и соратник кинорежиссёра Алексея Германа, скончалась в июле 2017 года - ред.). Она не приняла работу Бородянского. Написала письмо с замечаниями, что именно надо устранить. Там буквально на каждой странице правки были. Да, у мастера случилась творческая неудача. Уверен, что Светлана Игоревна смогла бы поставить сценариста на место. Но в итоге всё вышло именно так. А доработанного сценария мы так и не увидели. Зачем Бородянскому нужен этот скандал, я не знаю, — рассказал 47news Пичугин.

Экс-глава "Ленфильма" сообщил, что не мог запустить такой сценарий в производство, акт его приёмки так и не подписал. Более того, сценарий не получил поддержку ни в Фонде кино, ни Минкульте, где его тоже посчитали сырым. Но суд в Москве счел, что Бородянскому не доплатили. Его решение и стало поводом к готовности дойти до банкротства.

photo_2021-05-25_15-01-38.jpg Александр Бородянский в эпизодической роли друга Гоши на пикнике в фильме "Москва слезам не верит"

47news набрал московский номер Александра Бородянского. Он сообщил, что до банкротства "Ленфильма" дело скорее всего не дойдёт, а всё ограничится именно уведомлением о намерении. Оказалось, что буквально в понедельник 24 мая, то есть спустя уик-энд после обращения в петербургский Арбитраж, он получил от "Ленфильма" первый транш, что говорит о желании нового руководства студии не доводить до предела. Но, что касается всего остального. У сценариста — своя правда.

- У меня не было другого выхода, предупреждал много раз. Мне неприятно, но я вынужден был приступить к этой процедуре. Я кинематографист с 80 фильмами. Не надо выставлять меня сутяжником. Сценарий был принят. И режиссёр ко мне приезжал — Андрей Голубев с "Беларусьфильма". Пресс-служба ФСБ прочитала сценарий, сказала, что такого хорошего еще ни разу не читали. А потом говорят о творческой неудаче, о том, что и не собирались фильм ставить. А зачем же мне тогда аванс заплатили, - сообщил 47news Бородянский.

Что касается пожеланий киностудии к его истории, то, по словам сценариста, их не всегда можно было реализовать. "Декабрь 1917" — это про первых тридцать из ВЧК. Все большевики, но есть несколько эсеров, тоже участвовавших в октябрьском перевороте. Естественно, есть молодой парень. Его прототип в архивах. Есть Ленин, есть Дзержинский.

- А мне приходит письмо от бухгалтера "Ленфильма", что надо сделать так, чтобы в ВЧК пошёл служить офицер царской армии, так будет интереснее для зрителя. Ну, что за бред. А еще говорят, что ВЧК по Петрограду свирепствовала, там в это время банды свирепствовали, — рассказал о творческой кухне Бородянский.

В итоге реализовать задумку про "Декабрь 1917" "Ленфильму" не удалось. Но работа киностудии с темой советской госбезопасности нашла себя в картине режиссёра Александра Касаткина "Три дня до весны". Она про первую блокадную зиму и вышла в прокат в юбилейный для ФСБ 2017-й.

Александр Калинин,
47news