В Ленобласти докручивают выборное законодательство. Ещё пять дней – и закроют путь для выборного туризма. Впрочем, власти, надавив, сами подсказали выход.

Финальный законодательный залп сделают депутаты Законодательного Собрания Ленинградской области в среду, 26 мая. Теоретически, это последний раз, когда они смогут подправить законодательство перед своей избирательной кампанией. Мы уже рассказывали об основных новациях. Станет возможным трёхдневное голосование, собирать подписи разрешат в электронном виде, а общеобластной список расширят с трёх до пяти человек.

Помимо того пакета изменений разработан ещё один, и соответствующий законопроект примут и рассмотрят на ближайшем заседании. В нём главным пунктом можно считать тот, что относится к правилу направления наблюдателей на избирательные участки. Сегодня стать им может любой взрослый житель России, желающий приглядеть за чистотой электорального процесса.

Теперь же наблюдателем может стать только гражданин, обладающий активным избирательным правом непосредственно там, где проходят выборы, на которых он собрался присутствовать. Активное избирательное право – это право человека выбирать, и оно закреплено в Конституции РФ. Вроде как саму основу этого не трогают, но после внесения изменений приезжать в качестве наблюдателей на выборы смогут только те, кто находится в этом округе в качестве избирателя.

Иными словами, появись этот критерий раньше, не было бы никакого масштабного движения активистов на муниципальных выборах последних лет. Вспомним, к примеру, столпотворение на участках в Горбунках в 2014 году или в Шлиссельбурге в 2019-м. Работать смогли бы только те, кто прописан в этих населённых пунктах. Понятно, что найти людей с ярко выраженной гражданской позицией ещё можно в том же Мурино-Кудрово, но проблематично в Подпорожье или Новой Ладоге.

Собственно, поправка не является ноу-хау Ленинградской области, региональное законодательство всего лишь приводится в соответствие с федеральным. С другой стороны, вся система жизнедеятельности областного парламента сводится к тому, что народные избранники постоянно меняют местные буквы в порядок, приводя их к знаменателю с российским. По большей части делают это неспешно, иногда – годы спустя. Но с выборами у нас, конечно, строже.

Такое ограничение дополнило и так скукоженную политическую картину, с которой наступает выборный сентябрь. Впрочем, уже в прошлом году, перед выборами главы региона, были трудности с набором соответствующих активистов. Уже тогда наблюдателей стали понемногу прижимать. Сегодня выясняется, что это сделало хороший задел для них же на будущее. Единственным выходом из ситуации в тот раз стало направление наблюдателей в качестве членов комиссий с правом совещательного голоса от кандидатов.

Законодательные умы правящей партии пока не задели, и уже не успеют побороть этот вариант. Так что, скорей всего, наблюдатели будут находиться на избирательных участках снова в качестве членов комиссий. Притом получится, что это гораздо выгодней с точки зрения количества, ведь помимо направлений от самих кандидатов, делегировать может ещё и партия.

Другое дело, что ни одна партия, борющаяся за власть и своё представительство в парламентах, так и не занялась выстраиванием полноценной системы обучения наблюдателей. Выборное законодательство постоянно меняется, и пересказ юридических аспектов не может происходить наскоком, накануне осени. Но для того, чтобы иметь в запасе полноценных бойцов, знающих свои и чужие права и умеющих их отстаивать, нужно время и средства. Притом прошлой осенью мы показывали, что наличие даже одного независимого наблюдателя превращает участок в более-менее честный. По крайней мере, там становится сложнее переписать протоколы.

Впрочем, и те, и другие могут ещё успеть.

Юлия Гильмшина,
47news