И тогда Первомай совпал с Пасхой, но сегодня мы не будем дефилировать перед могилами и не увидим каучуковое высказывание. А посмотреть стоит.     

После Октябрьской революции пролетарское "Первое мая" получило статус государственного и стало именоваться праздником солидарности трудящихся: "В этот торжественный день правительство будет выступать не против народа, как во всех остальных странах, а идти вместе с рабочими и крестьянами".

Дальше – больше. В 1920 году по инициативе Ильича Первомай скрестили со Всероссийским субботником. В 1922-м был заложен обычай именно 1-го мая приводить к воинской присяге молодых красноармейцев, а со следующего года рабочие коллективы по всей стране взялись отмечать Первомай производственными успехами. В том же 1923-м, как и в нынешнем 2021-м, празднование Первомая совпадало с Пасхой. Накануне по этому поводу "Правда" написала: "Сейчас самый удобный случай, чтобы разоблачить ложь религии". На что Ильич, кстати сказать, тотчас сделал замечание Молотову, ответственному за "Правду": "Нет, именно сейчас, – возразил ему Ленин, – следует совершенно избегать всякого неуважения к религии". О как!

О том, с какими размахом и массовостью та майская, образца 1923 года, демонстрация прошла в пока еще Петрограде – "красный Питер", почти официальный термин совпрессы тех лет – можно судить по фотографии, помещенной на полосе майского номера журнала "Огонек". Этот снимок сделан Александром Буллой, старшим сыном великого петербургского фотографа-репортажника. После событий октября 1917-го Александр Карлович согласился сотрудничать с большевиками, в будущем его снимки станут ценнейшими документальными свидетельствами.   

1.jpg lobgott.livejournal.com
Полоса журнала «Огонек», май 1923 года

Одиннадцать лет спустя некогда любимый ученик Репина, художник Исаак Бродский (1884-1939), которого ныне принято считать основоположником соцреализма и одним из главных официальных живописцев страны Советов, напишет картину "Первомайская демонстрация на проспекте 25 Октября". По сути, масштабное красочное полотно является не более чем перенесенной на холст раскрашенной копией былого фотоснимка Александра Буллы.

Но какие разные карьеры и судьбы. В том же 1934 году Бродский, первым из советских художников, будет награжден орденом Ленина и удостоится чести возглавить только что созданную Всероссийскую Академию художеств в Ленинграде. Тогда как Булла, начиная с 1928 года посидевший на Соловках и на строительстве Беломорско-Балтийского канала, к тому времени будет продолжать трудиться на строительстве канала "Москва — Волга", служа фотографом на Дмитровлаге.

2.jpg stydiai.ru
И. Бродский «Первомайская демонстрация на проспекте 25 Октября», 1934 год, Холст, масло. 285 x 200 см. Государственная Третьяковская галерея.

На снимке и на картине запечатлен многотысячный проход колонн трудящихся по Невскому проспекту, к тому времени переименованному в проспект 25-го Октября. Основные же праздничные мероприятия в тот день состоялись на площади Урицкого (Дворцовая) и на площади Жертв Революции (Марсово поле). Как следует из подписи к снимку, на Марсовом поле "проходили все процессии, дефилируя перед могилами". Такая вот жутковатая терминология.

С одним из наиболее оригинальных решений по оформлению собственного "дефиле" выступили работники бывшего дореволюционного "Треугольника", а ныне – завода Резиновой обуви и галош "Красный треугольник" Народного Комиссариата химической промышленности. Специально к празднику они построили агитационный автомобиль под названием "Антанта в галоше". Собственно идея такого автомобиля была не нова. На первомайских демонстрациях и раньше активно использовали театрализованное передвижное оформление – так называемые "карросы", представляющие собой длинную повозку или автомобиль со смонтированной сверху широкой площадкой, выступающей в качестве импровизированной сцены. Но изготовить на их основе гигантскую, по аналогии с Царь-пушкой и Царь-колоколом – Царь-галошу, и усадить в нее разномастных буржуев...

3.jpg Агитационный автомобиль завода «Красный треугольник». Петроград. 1 мая 1923 года.

"Красный треугольник" – это советский правопреемник Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры "Треугольник", основанного еще в 1861 году. По сути, то был единственный в царской России резиновый завод. Единственный, но огромный: выпускаемые им галоши (тогда было принято говорить калоши) с логотипом-треугольником на подошве носила вся империя и пол Европы в придачу, а с началом Первом Мировой галошный монополист знатно наварился на военных заказах, будучи еще и единственным поставщиком резины для автотранспорта и авиации. В 1918-м "Треугольник" был национализирован.

4.jpg auction.ru
Фирменная набойка от «Треугольника» на галошный каблук.

"Галоши были непременным атрибутом гардероба в 20-50-х гг. Их надевали на мужские и женские туфли, ботинки и валенки не только для предотвращения промокания, но и для сохранения тепла. Каучуковая подошва, как и водоустойчивая кожа, была редкостью, а кожзаменителей, из которых позднее стали изготавливать обувь, в то время вообще не существовало… До войны внутри галош было принято закреплять маленькие металлические буковки, чтобы отличить свои мокроступы от чужих. Немаловажными мотивами ношения галош были не только недостаток обуви, но и отсутствие должных покрытий улиц как в небольших городах, так и в Москве и Ленинграде". (ист. Н. Лебина, "Энциклопедия банальностей", СПб, 2006)

К слову, довоенный "Красный треугольник" не просто тупо штамповал ходовой товар, но и тратил часть прибыли на научные исследования. Уже в 1923-м на заводе была создана центральная лаборатория для ведения научно-технической работы, а ее ведущих специалистов отправили в командировку в Европу и США для освоения заграничного опыта. В 1927 году на галошном производстве были проведены первые опыты с конвейером с движущимся посередине транспортером. Ну а в 1932 году ленинградский "Красный треугольник" первым в мире приступил к промышленному производству изделий из синтетического каучука, который за несколько лет до этого был изобретен группой советских ученых во главе с выдающимся русским химиком Сергеем Лебедевым (1874-1934). Говорят, что, прочитав в газетах о научном прорыве "Красного треугольника", всемирно известный американский изобретатель Эдисон отказался в это поверить и назвал сообщение о синтезе каучука ложью.

Но это случится позднее. А пока, в том же 1923-м году, Владимир Маяковский, не иначе как впечатлившись первомайской петроградской царь-галошей, напишет свой "Рассказ про Клима из черноземных мест, про Всероссийскую выставку и Резинотрест". Завершающийся словами: "Если ж враг захочет съесть нас и нашу ношу, как бы тем врагам не сесть в эту же галошу!".

Игорь Шушарин, для 47news