Создано приложение для смартфонов водителей - оно будет отслеживать ямы на трассах. 47news посмотрел на разработчика, а у него с собой уже 6 квадриллионов.
По информации 47news, после праздников комитет по дорожному хозяйству правительства Ленобласти выступит в несвойственном амплуа - представит приложение для смартфона. Принцип действия: водитель скачивает программу и ставит мобильный на торпеду. Встроенный в современные телефоны гироскоп считывает вибрации и определяет ямы и неровности. Информация с геопозицией онлайн передаётся в Ленавтодор. Данные накапливаются, и постепенно дорожники получают реальное представление о состоянии региональных трасс. Понятно, что чем больше водителей установит приложение, тем точнее картинка. Но это лишь часть внедряемой системы непрерывного мониторинга.
Плюсом - автоматический сбор негативных сообщений в соцсетях. Всё вместе образует массив больших данных - Big Data. Они обрабатываются и в режиме реального времени перекладываются на онлайн-карту. Точность - до метра. Анализ повреждений дорожной одежды будет ложиться в основу планов по ремонту дорог. В идеале же нейросеть, переваривая огромный массив информации, будет подсказывать, где могут возникнуть “тонкие” места. Для Ленобласти с её дорогами звучит, конечно, футуристически.
Big Data - различные инструменты и методы обработки как структурированных, так и неструктурированных данных для использования под конкретные задачи и цели. Аналогия - неструктурированные данные, как продукты в супермаркете, сложенные в хаотичном порядке.
Ещё наглядный пример - аэропорт, где есть отдельные системы контроля взлёта-посадки, покрытия полосы, пассажиропотока, табло расписания, учёт регистрации и багажа. Но если они не объединены в единую базу с выводом параметров на экран - общей картины нет.
Разработкой приложения занималась малозаметная пока структура - ООО “Региональный навигационно-информационный центр по Ленинградской области”(РНИЦ). Такие центры были созданы практически во всех регионах ещё в 2012 году по постановлению правительства РФ. Они должны были аккумулировать всю информацию о передвижении транспорта. По сути, это программный комплекс для поддержки принятия решений властями. Он даёт понимание куда, что и сколько едет. Курирует работу комитет цифрового развития правительства.
По данным СПАРК-Интерфакс, до марта нынешнего года РНИЦ принадлежал АО “НИС” с корнями в “АФК-Системе” и ООО “Глонасс Северо-Запад” предпринимателя Артёма Матяша. За прошлый год РНИЦ показал убыток 17 млн, в позапрошлом 10 млн. Месяц назад владельцы сменились. Почти 49% отошло Леноблкомимуществу, оставшиеся 51% компании “Петросвязь”.
Что касается заработка, то мало кто из широкой публики слышал, что по постановлению правительства Ленобласти от 2014 года все машины органов власти региона и подведомственных им учреждений должны быть оснащены спутниковой системой навигации. В основном, речь о грузовых автомобилях. Муниципалам это рекомендовано. РНИЦ назначен оператором, он агрегирует данные в “Региональную навигационно-информационную систему”(РНИС), устанавливает оборудование и взимает абонентскую плату. Подключение одной машины стоит 3,7 тысячи рублей. Ежемесячная абонентская плата 350 рублей.
В системе с 2013 года уже собрано не менее 15 терабайтов информации. Для понимания, по одной машине в год собирается более 2 трлн записей. Одна запись - это информация о местоположении. Если умножить 3 тысячи авто на 2 трлн записей, то получится 6 квадриллионов. Ещё проще, в 1 терабайте 6,5 миллионов страниц - 1300 физических каталожных шкафов. Но информация статичная, не обработанная и не прилагаемая к конкретным задачам.
По данным комитета цифрового развития, на данный момент к системе подключено около трёх тысяч автомобилей. Больше всего дорожной техники. Например, дорожно-ремонтные строительные управления. Диспетчер должен, по идее, видеть на экране, где находятся машины. Но, как там говорят, до последнего времени программой практически не пользовались, прежде всего из-за неудобства интерфейса.
Помимо этого блока, РНИЦ обеспечивал работу системы электронного документооборота в Ленобласти, но правительство от услуг отказалось. Чиновники в разговорах не раз жаловались на некорректность её работы. Госорганам также предлагается услуга по защите информации и криптографии. Лицензия ФСБ имеется.
Для коммерческих фирм, помимо отслеживания перемещения машин, предлагаются ещё несколько опций. Например, установка датчиков на топливных баках и онлайн-контроль работы механизмов. Допустим, на подъём кузова мусоровоза. Кстати, в планах внедрить эту систему в обязательном порядке для перевозчиков отходов вместо бесславно ушедших в небытие QR-кодов.
В планах же, в РНИЦ хотят создать интеллектуальную систему, куда будут поступать данные фото- и видеофиксации административных правонарушений из регионального “Центра безопасности дорожного движения” и весового контроля, а также данные со светофоров, о метеообстановке, освещённости и интенсивности движения. В тот же котёл - сведения о местоположении сельхозтранспорта, лесовозов, опасных и негабаритных грузах.
Впрочем, на нынешнем этапе специалисты фиксируют низкую базу - отсутствие единой точки управления, разрозненность информационных систем и данных. Последнее особенно важно - в разных источниках и базах информация элементарно по-разному набрана, вплоть до шрифта. Связать их технически крайне проблематично. Стоит отметить и то, что программное обеспечение не обновлялось с 2013 года.
Тем не менее, кое-что сделано. Так, в ситуационный центр губернатора информация собирается и обрабатывается из полутора десятка источников: служба 112, единые дежурно-диспетчерские службы районов, данные из блока комздрава (например, количество заболевших коронавирусом), СМИ и соцсетей. Информация обрабатывается и визуально упаковывается. И главное, на основе той же big data подсказывает возможное развитие событий.
По словам одного из опрошенных специалистов, такие проекты реализуются на основе модульной архитектуры.
- Есть ядро, которое имеет определенный набор функций. Дальше, в зависимости от задачи, формируется сборка системы. Она может состоять из разных модулей. Например, модуль анализа соцсетей или геоинформационный модуль, коммуникаций и уведомлений и так далее.
Как рассказали 47news на Суворовском, команда РНИЦ обновилась. Если раньше там работала дюжина человек, то пришло ещё 25 специалистов, преимущественно программисты. Как говорят, новой команде нарезано несколько направлений. В том числе, создание упомянутой интеллектуальной системы сбора и анализа.
Ещё одно крайне ёмкое - пассажирские перевозки. Здесь простор для разработчиков: расписание автобусов по всей Ленобласти в связке с городом, диспетчеризация, анализ транспортных потоков в реальном времени, модули оплаты проезда и пополнения проездных, приложения для планшетов водителей и кондукторов, сервисы отчётов. Сказка, а не маршрутка-ПАЗик под Бокситогорском. Понятно, что и финансовые перспективы для тех, кто будет контролировать этот массив, весьма привлекательны. Кстати, по данным 47news, на эту часть рынка Ленобласти активно заглядывается Сбер, стремящийся, как известно, поглотить всё перспективное в виртуальном секторе.
Ещё один вектор - работа с системой “Безопасный город”. Одно время на установку камер на улицах тратились немалые средства. Но с обработкой информации до сих пор грустно. Более того, даже если камеры будут работать идеально и выводиться в некий единый зал, то ни один оператор не сможет охватить вниманием все картинки. Для этого существует программное обеспечение распознавания тех или иных нехарактерных для обыденной жизни сценариев. Например, пожара или нападения на человека.
По словам чиновников, РНИЦ планирует и экспансию со своими продуктами в другие регионы. Насколько известно 47news, нынешняя команда запустила проект ситуационного центра в Саратовской области. Как говорят, в планах и разработка интеллектуальных систем для коммерческого потребителя.
47news связался с новым директором РНИЦ Рагимом Ахадовым. Ему, кстати, 30 лет.
- Говорят, у вас такие планы грандиозные. В какие сроки их возможно реализовать?
- Для интеллектуальной системы горизонт - декабрь этого года. Система мониторинга дорожного покрытия уже работает. Приложение для водителя запустим. Программное обеспечение системы сбора информации скоро начнем обновлять-переписывать. Никаких фантазий, - уверен собеседник.
Возможно, и так. Стоит только отметить, что бюджет на РНИЦ в Ленобласти 11 млн. В Московской области - 1 млрд.
Виктор Смирнов,
47news