Прокуратура предупредила один из крупнейших в российской Балтике угольных терминалов о необходимости экологической экспертизы. Проверяют всех, не исключено приостановление.

Решение о привлечении ООО "Порт Высоцкий" Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал 20 апреля. Инициатором процесса выступила Ленинград-Финляндская транспортная прокуратура, сумевшая доказать компании часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ — нарушение технических регламентов. Речь про Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, вернее, про пункт 178.1, вступивший в силу с 1 января 2021 года. Он требует от всех угольных стивидоров проведения Государственной экологической экспертизы установленного на их морских терминалах оборудования.

"Порт Высоцкий" не обращался в Росприроднадзор с запросом о проведении такой экспертизы, на чем и попался во время прокурорской проверки. На первый раз судья наказала стивидора предупреждением. Это самое мягкое из возможных санкций. Юристам "Порта Высоцкий" удалось минимизировать решение благодаря статусу — согласно реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, компания относился к категории микропредприятий. Звучит неожиданно — структура обеспечивает примерно 15% всего морского экспорта угля в российской акватории Балтийского моря.

"Порт Высоцкий" — единственный угольный стивидор одноименного порта, а жители Высоцка и окрестных деревень регулярно жалуются на черный снег — постоянный спутник окрестностей угольных терминалов, не имеющих современного защитного оборудования. Они точно будут рады, если прокуратура не остановится.

"Государство в лице прокуратуры имеет практически неограниченные юридические возможности, чтобы добиться от угольных стивидоров соблюдения экологического законодательства. Повторное нарушение статьи 14.43 КоАП предусматривает штраф до 1 млн рублей — и штрафовать можно хоть каждый день. Понравится ли стивидору ежемесячно платить по 30 млн? А ещё прокуратура может вынести предписание, неисполнение которого влечет в некоторых случаях приостановление деятельности предприятия", — говорит по этому поводу партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Станислав Данилов.

Генеральный директор "Порта Высоцкий" Вадим Павлов на момент выхода статьи на предложение о комментарии не отреагировал. Но вопросы тут не только к нему. В Ленинградской области ежегодно грузится на суда около 22% всего российского угольного морского экспорта. Свою лепту в процесс вносят ещё "Ростерминалуголь", "Универсальный перегрузочный комплекс", "Усть-Лужский контейнерный терминал" и "Новые коммунальные технологии" в Усть-Луге и небольшой "Порт Логистик" в Выборге.

В Северо-Западном межрегиональном управлении Росприроднадзора автору статьи подсказали, что ни один оператор морской перевалки угля в 2021 году не обращался к ним за проведением экологической экспертизы. Впрочем, ведомство работает теперь по принципу "единого окна" — компании могут обращаться в центральный аппарат, который распределяет заявки на экспертизу в подразделения любых регионов или отрабатывает их сам. На сайте Росприроднадзора РФ в списке проведенных экспертиз ленинградских стивидоров нет. В прокуратуре журналиста заверили: "Проверки такие проводили по всем портам". Обещали прислать подробности в ближайшее время.

Директор по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин полагает, что эффективному экологическому контролю над угольными стивидорами государству мешают вредные привычки:

"Сказать, что произошли какие-то серьезные изменения, нельзя. Грубо говоря, переваливал терминал контейнеры, а потом решил переваливать уголь, или имел согласование на перевалку 10 млн тонн угля в год, а стал переваливать 20 млн тонн — отправляйся за согласованием в Росприроднадзор. Как правило, стивидоры как бы забывали об этой обязанности, а надзорные органы как бы не замечали — уж больно сложно такие моменты контролировать. Прокуратура в таких историях обычно появлялась с подачи недоброжелателей — чаще всего это бабушки из соседних деревень, но бывали и происки конкурентов. Сейчас ситуация потихоньку меняется.

Чудес в этой сфере ждать не стоит. Принципиальное требование всегда одно: угольная пыль на границе санитарно-защитной зоны любого терминала не должна превышать предельно допустимых концентраций, для чего многие стивидоры уже установили датчики автоматического контроля", - говорит эксперт.

Последние жалобы жителей Ленобласти на черный снег датируются началом марта — речь идет как раз про угольную пыль в окрестностях порта Усть-Луга. "Дети с прогулки приходят, как шахтёры", — сообщали читатели. До того там же снег почернел в начале февраля. Эту статистику можно продолжить, она особенно очевидна зимой.

Лев Годованник
специально для 47news

Справка:

ООО "Порт Высоцкий" на 100% принадлежит кипрской Sibenco Holding Ltd., которую участники рынка связывают с петербургским предпринимателем Тамазом Цквитишвили. В 2020 году "Порт Высоцкий" перевалил 6,8 млн тонн угля, что составляет около 15% угольного экспорта всех российских портов Балтийского моря.