Виртуальная Россия должна оказаться в Конституции, иначе её не спасти. Ведь сегодня каждый может установить памятник Байдену. Это не шутка, это законопроект, вдохновлённый словами Путина

Конституцию России снова пробуют изменить. По крайней мере, этот вопрос точно обсудят в стенах Законодательного Собрания Ленинградской области. Там уже зарегистрирован законопроект, поданный эсером Валерией Коваленко. Автор с психологическим образованием надеется, что президент Владимир Путин поставит свою подпись под новым вариантом статьи 67, описывающей территорию державы. 

В ней прописано, что Россия включает в себя территории субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. По мнению Валерии, после этой фразы стоит добавить – "и виртуальное пространство". Вот.  

В пояснительной записке избранница сообщает, что озаботилась необходимостью правок "из-за стремительно развивающихся цифровых и сетевых инструментов взаимодействия реального и виртуального пространства". 

Развивая свою мысль, парламентарий разъясняет, что в традиционном понимании суверенитет включает в себя осязаемые признаки. Все, кто рассуждает древними понятиями, полагают, что для вмешательства в дела иностранного государства прежде всего нужно пересечь его границы. Однако в современных реалиях, продолжает Коваленко, для нанесения ущерба этого вовсе не требуется.

Повод для волнений дала компания Satoshi Nakamoto Republic. Считается, что человек или группа лиц с таким ником создали в 2008 году биткоин и блокчейн. Есть версия, что это собирательный образ, и нельзя точно сказать, кто под ним скрывается. Так или иначе, было заявлено о намерении создать сеть виртуальных городов по всему миру. В качестве серьёзности планов состоялась установка памятников в электронном пространстве.

2 (6).jpg

К примеру, в Киеве был установлен VR памятник Сатоши Никамото на месте разрушенного монумента Владимира Ленина. Увидеть его можно было только обладателям специальных очков или через камеру в смартфоне. Всего аналогичные творения появились в одиннадцати городах США, Швейцарии, Украины. Авторы проекта поставили перед собой цель заложить в дополненную реальность города по всему миру и объединить их в единую Виртуальную Республику. 

Несмотря на то, что с конца 2018 года об этой идее нет никаких упоминаний, Коваленко задело обещание запустить платформу по торговле виртуальной землёй. Особенно – тот факт, что для подтверждения осуществления сделки нужны будут сертификаты, которые сохранятся в блокчейне. "По сути, это стало заявкой на предоставление услуг людям, желающим внести свой вклад в создание виртуальных городов по всему миру", - переживает депутат. Более того, эти непонятные города будут такими, какими их захотят увидеть авторы.

Опуская технологические подробности, скажем, что Валерия приходит к логичному выводу – "частные компании без всякого контроля будут использовать территорию государства, к которой привязана геолокация объекта, размещённого в виртуальном пространстве, связанном с этой территорией". Иными словами, герои новой выдуманной реальности могут сделать у себя там такое, за что гражданам реальной страны будет стыдно. Примеров не приводится, но, если следовать фантазии, получится, что, к примеру, в стране Сатоши Никамато на Красной площади может появиться Байден, а в Киеве, наоборот, Путин. Или сотворить что-то ещё подобное. Хотя, казалось бы, хуже и быть не может. 

Учитывая всё это, Коваленко и пришло в голову включить виртуальное пространство, не обладающее свойствами географической протяженности, в понятие территории государства. 

В беседе с журналистом 47news она уточнила, что не стоит воспринимать её инициативу так, будто она выступает за регулирование пространства интернета. "Всё-таки интернет - это всемирная паутина, я же именно про виртуальное пространство нашей реальности. Не путать с киберпространством, включающем в себя мир игр", - добавила ясности она.

- Как считаете, Владимир Владимирович одобрит идею ещё одного изменения Конституции? – насторожился 47news.

- Вообще-то за основу взяты именно его мысли, высказанные им недавно. Он говорил о важности информационной безопасности, а виртуальная часть не менее значима.

- Проект "Сатоши" давно не упоминается в новостях. Что тогда является триггером для вашего законопроекта? 

- Да, я знаю, их памятники то появляются, то исчезают. Но меня больше волнуют QR-коды, распространяющиеся повсюду. Вот что надо контролировать! А то наводишь на объект, и, как в мире Гарри Поттера, в другое место попадаешь. В один прекрасный день кто-нибудь возьмёт и Байдена на Красной площади так установит.

- Что вы такое говорите? В моей крови течёт "Спутник V", я категорически против. 

- Вот-вот. Хотя сегодня не так страшно. Но года два-три пройдёт и всё будет плохо. Даже, быть может, через год, если мы не предпримем юридических шагов. Всем советую перечитать Лукьяненко, в его "Лабиринте отражений", написанном в 1997 году, уже всё написано. Мы уже все уходим в виртуальную реальность.

(захотелось прочитать Лукьяненко)

- Приходит на ум только реклама "Киндер-сюрприза", где наводишь на игрушку телефон, а она прыгает. Или вот игра в ловлю покемонов была популярна лет пять назад.

- Тот самый пример! Этот закон сделан для того, чтобы покемоны не носились по улице. А то идёшь, а там покемон под машину бросается. Бывает, люди хотят памятник поставить. В реальности - из гранита, дорого, а тут и согласований не надо, наводишь на QR-код, а там любимая собачка. Но меня волнует, не получится ли так, что все мы ходим мимо этих монументов? Надо, чтобы наше пространство было под контролем.

(расхотелось читать Лукьяненко) 

- Как думаете, коллеги поддержат законопроект и оформят её в качестве областной инициативы?

- Сначала я советовалась с юристами Госдумы, сказали, единственный путь – через поправки к Конституции. Хотел направить от федеральных депутатов. Но у некоторых смелости не хватает.

- У региональных, думаете, хватит?

- Я думаю, да. А то получится как с дельфинами.

- А что было с дельфинами?

- Я предлагала инициативу о запрете отлова дельфинов и касаток, но коллеги её не поддержали. Теперь документ ушёл в Госдуму другим путём, и вроде его одобряют. 

47news продолжает переживать за дельфинов, но это не значит, что нам безразличны покемоны.

Юлия Гильмшина,
47news