Ради тысяч пенсионерка записалась в фиктивные руководители. Теперь она миллионщица, но долговая. Второе имя этой истории: "Эталон Калашниковой".

На клич о поиске сотрудников для регистрации фирм 62-летняя Татьяна Калашникова наткнулась в газете бесплатных объявлений в декабре 2018-го. Мужа-инсультника два месяца как уволили, максимум от государства — 10 тысяч рублей, уже грузом висят кредитные карты. Те, что только для покупок еды.

Позвонила. Трубку взял Сергей. Ему хватило вводных по возрасту и регистрации, предложил встретиться в холле торгового центра у площади Восстания. Оттуда в известный копицентр по соседству дублировать паспорт. Свой интерес объяснил просто: есть люди, кто по определённым причинам не могут быть директорами коммерческих структур и им нужны свои, фиктивные. Всё легально, безопасно, а сам он консалтер с опытом. Каждый вызов — 2 тысячи рублей. Это может быть поездка к нотариусу, в банк, в налоговую, там подпись - здесь штамп. Дальше - ждите звонка от менеджера Виталия, он будет вами руководить. Всё на словах, без договоров.

photo_2021-04-09_17-43-07.jpg

Виталий позвонил только через три месяца. Первая же встреча с ним завершилась сразу же барышом в 10 тысяч. В контору нотариуса на Невском проспекте она зашла пенсионеркой, а вышла официальным директором, а где-то и владельцем пяти контор. Был месяц март, светило солнце.

- Я была безумно счастлива, для меня это деньги. Всё гладко прошло, нотариус только паспорт сверила. Абсолютно никаких вопросов. На выходе у Виталия всё же справилась: "Точно никаких проблем не будет?". А он с усмешкой: "Если только с налоговой, но если что - звоните мне", - вспомнила Татьяна.

А вскоре её набрал гендиректор ООО "Эталон" Гела Шамугия. На специально присланном авто добралась до бизнес-центра на Чёрную речку. Кабинет-офис – стол-стул, голые стены, никакой техники. Хозяин же сказал, что не может больше оставаться официальным руководителем "Эталона", сославшись на новые заботы. Татьяна не отказалась номинально возглавить фирму и дала себя сфотографировать на смартфон. В кошельке прибавилось целых 2 тысячи. Следом вновь визит к нотариусу на Невский и несколько походов по банкам.

- Мне только однажды пришло письмо из Арбитражного суда Коми, из Ухты, куда-то следовало явиться. Позвонила Геле, но он сказал, что ерунда и ничего страшного, так как "Эталон" истцом выступает. Мне он нравился. Культурно всегда разговаривал, иногда и пошутит. Внешность приятная. Не думала, что в итоге всё так выйдет, - рассказала 47news Татьяна.

По её словам, единственное, на что она обращала внимание, это чтобы в подписываемых ею документах не было больших цифр.

Согласно данным "СПАРК Интерфакс", гендиректором и единственным владельцем петербургского строительного ООО "Эталон" Татьяна Калашникова является с марта 2019 года. Но есть отметка о признаках недостоверности сведений. До этого пять лет официальным руководителем фирмы был Гела Шамугия. Учредителем фирмы не являлся. Пик контрактной активности компании - это 2012-2014 годы. В заказчиках Северо-Западный региональный центр МЧС, Управление капстроительтсва Ухты, Дирекция по организации дорожного движения СПб. Компания заключала подряды на строительство и реконструкцию аварийно-спасательных центров, возведение малоэтажных жилых домов, реконструкцию учебного комбината и прочее. Регионы-присутствия Коми, Вологодская область, Петербург. Близко в те годы везло на подряды МЧС и другому петербургскому ООО с названием "Севзапстрой". Сегодня "Эталон" является основным кредитором в банкротном деле "Севзапстроя". Обе компании "пошли за кровью" сотрудников, оспаривая в судах начисление зарплат, премий и командировочные траты, ссылаясь на отсутствие бухгалтерской документации.

Если по "СПАРКУ", то у "Эталона" 27 текущих исполнительных производств на сумму 25,6 млн рублей и многочисленные судебные разбирательства по большим и малым долгам и неисполненным контрактам. Кроме этого, в городе Ухта не оценили методы строительства малоэтажных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В июле 2020 года суд этого северного города приговорил Шамугия Г. М. к двум годам лишения своды условно.

В декабре 2019 услуги как бы директора "Эталона" Калашниковой снова потребовались. Надо быть в налоговой на Лермонтовском, вроде какие-то счета не проходят. Там был не только Гела, но и его супруга Яна. Она юрист фирмы. Тут уже не обошлось без наставлений. В случае чего сотруднику налоговой надо было сказать, что фирма занимается строительством, но сейчас работы не ведёт. "В случае чего" имел место быть.

- У меня уточняют: "А что именно вы строите?". Я плечами так повела и говорю: "Здания". А мне: "Какие здания?". Отвечаю: "Да любые, но сейчас работы не ведём". Вроде в налоговой не всё тогда получилось, пришлось в 15-ю межрайонную ехать на Красного Текстильщика. Там выяснилось, что придётся юридический адрес менять, - вспомнила одну из своих последних гастролей Татьяна.

В начале следующего года ей позвонит сын Саша и спросит в трубку: "Мам, тебя тут менты разыскивают, куда ты опять вляпалась?". В отличие от отца он не знал, что она уже как бы директором в нескольких фирмах.

"Ментом" окажется оперативник экономической полиции. Он и спросит Татьяну о личности Шамугия, об "Эталоне" и о её роли. Она сразу же сознается в своей номинальности. Сотрудник даст совет в случае чего звонить ему, не волноваться, встреч с Гелой по возможности избегать и пообещал адвоката. Просьбы о встречах поступали, а избегать их помогали ссылки на пандемию. К лету пенсионерка просто перестала брать трубку, увидев навязчивый номер.

Гела, как рассказала женщина, почти нашёл её сам, неожиданно нагрянув на скрытную дачу к знакомым Татьяны под Кингисеппом. Разговора не вышло. Номинальный директор в лесу искала грибы, а подруга убедила незнакомого мужика, что никакой Татьяны Анатольевны тут не живёт. Она была уже в курсе беды приятельницы и сориентировалась. Из леса Татьяна выходила долго.

Но телефонный разговор между участниками концессии всё же состоялся:

- Он мне с укором: "Татьяна Анатольевна, зачем же вы так со мной поступили?". Я спрашиваю: "А что такое?". Он: "Зачем же вы меня вроде как в полицию сдали?". Ему в ответ: "Я вас не сдавала. Отвечала только на вопросы, как всё было". А вот чего с его стороны никогда не было, так это угроз, - рассказала Татьяна.

Потом были предложения о встрече, слова о том, что на "Эталон" нашёлся покупатель и нужна вновь перерегистрация. Но женщина отправляла оппонента к адвокату.

Юристы же помогли составить Татьяне заявления и обращения в полицию, налоговую и суд. Подняли бухгалтерию. Оказалось, что сотни документов "Эталона" подписаны от имени Калашниковой. Там заявления о взыскании судебных издержек, расходные кассовые ордера о передаче средств, акты об оказанных услугах и доверенности. Автографы своими женщина не признаёт, считая их лукавыми. Более того Татьяна даже посетила одно из заседаний в арбитраже, где заявила о своей номинальности. Судья не стала выносить частное определение о возможных фальсификациях в суде. А по факту в отношении пенсионерки в ноябре 2020 года возбуждено уголовное дело по экзотической статье 170.1 "Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц".

47news позвонил Геле Шамугия и поинтересовался, а действительно ли от него поступало предложение Калашниковой формально возглавить "Эталон". Он ответил, что с 2019 года никакого отношения к этой фирме не имеет и попутно поинтересовался, имеет ли представление журналист о процедуре назначения директоров и вхождения в общество новых участников. Он расшифровал, что подобные вещи может делать только учредитель, а он им в "Эталоне" никогда не был.

Но он в курсе текущих дел из орбиты "Эталона".

- Из её показаний следователю следует, что со мной она познакомилась в первый раз в начале мая для передачи дел, но директором и учредителем она стала в марте. Как я мог её к чему-то склонять? - указал Шамугия.

Он заметил, что всё-таки не называл бы Калашникову пенсионеркой, так как она всё ещё официально директор в двух компаниях и посещает налоговую, а значит работает.

Кроме этого, по его словам, Калашникова оспаривает отмену сделки по назначению её учредителем. По его словам, есть решение суда, ещё не вступившее в законную силу, о том, что "Эталон" должен вернуться изначальному учредителю, а именно господину Изотову.

- Задайте себе вопрос, если она номинал, то зачем же она борется за общество, где не являлась фактическим руководителем и учредителем? - посоветовал Шамугия 47news.

Согласно данным "СПАРК Интерфакс" в настоящий момент 62-летняя Татьяна Калашникова либо гендиректором, либо совладельцем, либо тем и другим успела побывать в десяти фирмах. Часть из них уже ликвидирована по решению ФНС, часть в негативном списке с припиской "имеются недостоверные сведения". Весь свой заработок от номинального директорства оценивает в 30 тысяч рублей.

Героиня материала - коренная ленинградка. В 1977 году закончила Электротехникум связи имени Кренкеля, что на 3-й линии В.О. В дипломе она электромеханик линейно-кабельных сооружений. Потом работа на Фрунзенском телефонном узле. Рождаются дети и нужна квартира, а не комната в коммуналке. Ради неё и уходит в "образованные дворники". Им квадратные метры выделяла жилконтора при стройтресте. Он не пережил  рубеж 90-х, но квартира осталась  у Татьяны. Потом уличная торговля овощами-фруктами и разовые заработки. В 2005 удалось устроиться в школьную столовую посудомойкой. Ещё через восемь лет ушла на пенсию.

Александр Калинин,
47news