Госдума до конца весенней сессии может рассмотреть законопроект депутатов Василия Пискарева, Николая Рыжака и Эрнеста Валеева "О внесении изменений в УК РФ и статьи 150 и 151 УПК РФ", резко усиливающий наказание для "чёрных коллекторов".

По информации "Известий", документом предлагается ввести в Уголовный кодекс новую статью за незаконную деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц и установить за нее повышенную меру ответственности. Согласно тексту законопроекта, речь идет о наказании за угрозы или применение насилия, уничтожение или повреждение имущества, либо распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство физического лица.

В качестве наказания за это может быть наложен штраф от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет. Также виновное лицо может быть наказано принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. За те же деяния, совершенные организованной группой, предлагают наказывать лишением свободы на срок до 12 лет.

"Исходя из наименования статьи "Незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц", следует конкретизировать субъект преступления, а также привести обоснование вводимых санкций. Правительство РФ законопроект поддерживает с учетом указанных замечаний", ― говорится в официальном отзыве кабмина.

Сейчас закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности..." (№ 230-ФЗ) запрещает применение к должникам угроз или физической силы, а также угроз убийством или причинения вреда здоровью, уничтожение или повреждение имущества и иных методов, опасных для жизни и здоровья людей.

Однако парламентарии отмечают, что не все незаконные действия, указанные в № 230-ФЗ, могут образовывать составы преступлений, в иных случаях ответственность наступает по ст. 14.57 КоАП. И можно сделать вывод о том, что установленные в законодательстве нормы в этой сфере в достаточной степени неэффективны.

Статистика Федеральной службы судебных приставов, которая приводится в пояснительной записке к законопроекту, это подтверждает. В 2018–2019 годах было принято более 48 тыс. обращений о нарушении этого закона. В 2020-м их было 28 тыс., в том числе 7,7 тыс. в отношении юрлиц, включенных в госреестр, 13,9 тыс. — МФО, 2,7 тыс. обращений касались работы кредитных организаций, 3,7 тыс. — иных лиц.