В ковидный год надзорные ведомства затормозили с проверками. 47news нашел несогласных с установками Путина, а в Россельхозе этим чуть ли не гордятся.  

За минувший год под знаком пандемии государство как могло, но снизило количество проверок малого и среднего бизнеса. Об этом говорил Владимир Путин и прошлой весной, и не так давно. “Плановые проверки бизнеса должны быть минимальными и основанными на управлении рисками,” - сообщил гарант на заседании правительства 13 января.

В ноябре 2020-го премьер-министр Михаил Мишустин продлил ограничения для надзорных ведомств на 2021-й. К слову, в первом пункте этого постановления говорится: “проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе видеосвязи”. По понятным причинам в особенном положении Роспотребнадзор, но это другая история.

На этом фоне выделяется Россельхознадзор по Петербургу, Ленинградской и Псковской областям. Ведомство редко появляется в новостях, но, судя по статистике, представленной на сайте, крайне активно провело пандемийные 12 месяцев. Более того, по сравнению с 2019-м, число проверок увеличилось. Так, если в позапрошлом году в Ленобласти их было 257, то в прошлом уже 294. За минувшие три месяца проведено 19.

У соседей в Псковской области динамика ещё более стремительна: если за 2019-й 116 зафиксированных в статистике рейдов, то в 2021-м уже 185. С января по март 2021-го уже 18 проверок. Как с иронией заметил один из знакомых с рынком землевладения, такое ощущение, что коронавирус ищут в земле. Статистики по Петербургу в открытом доступе нет.   

При этом, для сравнения, у Росприроднадзора по Северо-Западу было запланировано на прошлый год в Петербурге и Ленобласти всего 25 плановых ревизий. И те, что стояли в плане после апреля, были отменены - итого прошло 13. В 2019 было 25. При этом надо понимать, что Росприроднадзор зачастую проверяет несколько площадок одного и того же предприятия, то есть по факту количество проверяемых ещё меньше. 

Похожая ситуация в прокуратуре. Причём не секрет, что проверки - основной инструмент этого ведомства. По словам опрошенных сотрудников, количество ревизий упало примерно в три раза. “Мы точно не исключение в тенденции”, - заявил один из собеседников. “Пока такая установка сохраняется”, - отметил другой. В Управлении по Ленобласти рассказали, что в 2020-и году усилился надзор за местными администрациями и комитетами правительства региона - их как раз и наказывали за излишнее рвение наказать бизнес.   

Возвращаясь к Россельхознадзору, то постановления о нарушениях как под копирку. Хозяевам участков в большинстве случаев вменяется нарушение двух статей Земельного кодекса. А если точнее, пункты 1 и 3 части второй статьи 13: “воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения” и “защита сельхозугодий от зарастания деревьями и кустарниками, сохранение мелиоративных защитных лесных насаждений”. Довеском всегда идёт нарушение статьи 42 того же Кодекса: "использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением".

Отметим, что инициаторами жалоб на землепользователей зачастую становятся местные жители, которым по каким-то причинам не нравится сосед. Чаще это сельхозпроизводители, предприятия по производству удобрений или фирмы, складирующие грунты. Кстати, к одной из особенностей проверок в зимний период пользователи относят то, что инспекторы, несмотря на слой снега, ставят участку неудовлетворительный “диагноз”.

Одной из возможных причин усиления контроля может быть вектор властей на возвращение невостребованных участков в сельхозоборот. Так, в ноябре прошлого года сообщалось о планах создать в Ленобласти единую структуру для учета таких земель.

В пресс-службе регионального Россельхознадзора на вопрос 47news о причине роста объема плановых проверок в “ковидный” год на фоне снижения активности коллег, как показалось, не без гордости ответили: зато внеплановых не было. И пообещали подготовить более развёрнутый ответ в ближайшее время. 

Виктор Смирнов,
47news