Россия может столкнуться с риском повторения топливного кризиса 2018 года, об этом говорится в отчете о работе Счетной палаты за 2020 год.

Аудиторы напоминают, что рост цен на топливо в мае 2018 года вынудил власти принять экстренные меры.

"В настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновение социальной напряженности", - цитирует документ РИА Новости.

В прошлую пятницу средняя цена бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирж по итогам торгов оказалась вблизи рекордного значения за всю историю наблюдений с 2018 года. Средние цены на бензин на столичных АЗС продолжают расти уже тринадцать недель подряд, по данным Московской топливной ассоциации, за период с 9 по 15 марта сильнее всего подорожал Аи-98 - на девять копеек, до 55,92 рубля за литр.

В Минэнерго, комментируя ситуацию, сообщили, что уже приняли ряд шагов для сдерживания роста розничных цен на бензин и дизтопливо, а также на обеспечение топливом регионов и доходности АЗС.

В ведомстве также отметили, что важную роль продолжает играть разработанный в 2018 году демпферный механизм, минимизирующий эффект от колебания мировых цен на нефть на стоимость бензина в России.

Демпфирующий механизм был создан для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке в России. В общих чертах, если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в стране. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей сверхприбыли от внутренних продаж топлива.

В настоящее время индикативные (условные) цены в демпфере индексируются на пять процентов ежегодно до 2024 года включительно. Однако нефтяные компании неоднократно заявляли, что механизм часто не учитывает реальные условия на рынке, а такая индексация опережает темпы инфляции в России.