Причалы петербургского Речного порта плывут к частной компании из Ярославля. Апелляция отменила их передачу правительству. Слабый КПД Смольного доказали юристы с ресурсом.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда опубликовано вечером 12 марта. Суд отменил решение первой инстанции, признавшей законной передачу городу трех причалов на проспекте Обуховской обороны. Эти причалы с 2014 по 2019 год арендовало ярославское ООО "Анхель", претендовавшее на преимущественное право их выкупа. Но Росимущество передало объекты Смольному, который закрепил их на праве оперативного управления за Агентством внешнего транспорта, подведомственному Комитету по транспорту.

Апелляционный суд постановил признать право Агентства внешнего транспорта на оперативное управление причалами отсутствующим и обязал Комитет имущественных отношений подготовить условия приватизации причалов и направить "Анхелю" проект договора купли-продажи. Постановление вступило в законную силу – фактически, 12 марта 2021 года Смольный окончательно лишился Речного порта.

Территория, которую петербуржцы привыкли называть "Речным портом", представляет собой вытянутую на 600 метров вдоль Невы асфальтированную площадку метров 20-30 шириной и площадью под 1,6 га. Она находится в зоне максимального приближения проспекта Обуховской Обороны. Между пространством Речного порта и проспектом — аккуратно подстриженный газон с наклоном 45 градусов от проезжей части к берегу и расположенные на нем три однотипных здания с адресом проспект Обуховской обороны, дом 195. Здания видны со стороны Невы, со стороны проспекта Обуховской Обороны они выглядят как асфальтированные смотровые площадки, хотя на самом деле это их крыши.

Стоимость всего имущественного комплекса при условии, если он попадет в одни руки, и руки эти сумеют его эффективно использовать, эксперты оценивают не менее, чем в полмиллиарда рублей.

Постановление, которым Тринадцатый арбитражный апелляционный суд лишил Смольный Речного порта, можно считать самым обидным для петербургского правительства документом, вынесенным судом в новейшей истории. Фактически, суд ткнул власть ее собственной бестолковостью: если вы не способны сохранить в Петербурге речной порт, не мешайте сделать это другим.

Суд предложил Смольному расстаться с фантазиями о борьбе за речной порт, потому что он сам этот объект уничтожил. Это случилось в 2012 году, когда объекты портовой инфраструктуры, основными из которых были речной вокзал и гостиница, попросту снесли, чтобы на проспекте Обуховской обороны вырос престижный жилой комплекс с окнами на Неву. О том, чтобы земельный участок, где располагаются спорные причалы, имел функциональное назначение "размещение порта" в Смольном тоже не позаботились, зато увлеклись революционным экстазом — оформили остатки бывшего речного порта в свою собственность.

Мол, смотрите: ФЗ-178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержит особенности приватизации объектов речных портов. Там указаны требования к претенденту на преимущественное право их приобретения — не менее двух  лет аренды, отсутствие долгов и заключение "о наличии неразрывной связи объектов порта и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в порту". У "Анхеля" такого заключения нет, значит, порт наш. Так мыслит Смольный, и с этим согласился суд первой инстанции.

Апелляционный суд возразил: позвольте, откуда заключение возьмется, если вы сами развалили порт в пользу жилой застройки? Нет, ребята, раз на месте портовой инфраструктуры домохозяйки любуются видом на Неву, нечего прикрывать срам 178-м ФЗ — берите 159-й, регулирующий отчуждение любого недвижимого имущества из госсобственности.

"Причал может считаться портовым лишь в случае, если он является составной частью комплекса сооружений, которые оборудованы и обустроены для обслуживания пассажиров и судов, осуществления различных операций с грузами, а также взаимодействия с другими видами транспорта и расположены при этом на участке, функциональным назначением которого является "размещение указанного комплекса (порта). [...]

Отсутствие в представленном пакете документов спорного заключения не может служить основанием для отказа Обществу в реализации его права на приобретение спорных причалов ввиду того, что […] отсутствуют неразрывно связанные с данными причалами объекты речного порта.

Более того, данное заключение не могло быть представлено также и потому, что испрашиваемые причалы не являются объектами порта, который отсутствует по спорному адресу", — написано в мотивировочной части постановления апелляционного суда.

Представители Смольного пытались парировать глобальным. Вот "Стратегия развития внутреннего водного транспорта РФ" на период до 2030 года, вот "Стратегия развития туризма на период до 2035 года". Обе видят речные причалы в собственности субъектов Федерации, а не буржуазии. А ещё представители Смольного рассказали суду про Центр международного круизного туризма, предполагающий строительство круизного вокзала и морского развлекательно-делового центра с примерным объемом инвестиций в 11,6 млрд руб.

Петербургский комитет по транспорту заявил на процессе о планах отремонтировать причалы и разработать документацию по ремонту объектов речного вокзала с интересной оговоркой: "Три принадлежащих "Анхелю" здания, расположенные рядом с причалами, могут быть вовлечены в указанный проект лишь путем их выкупа у собственника".

Мы писали об этих трех зданиях. "Анхель" приобрел их в надежде получить и причалы, чтобы организовать там полноценный речной пассажирский порт. Лишив компанию причалов, Смольный решил, что заодно приобретет у неё и расположенные рядом здания, не поинтересовавшись, захочет ли она продавать их.

Это всё устроило суд первой инстанции, но апелляционный суд отреагировал на жонглирование стратегиями и прочими глобальными замыслами юридически прикрытым сарказмом: вы сначала деньги найдите, а потом рассуждайте.

"Доказательств наличия реального федерального финансирования, возможности Санкт-Петербурга реализовать такой проект в материалы дела не предоставлено [...].

Наличие заинтересованности Санкт-Петербурга в использовании причалов не может служить основанием для отказа в реализации преимущественного права Общества на их приватизацию. […]", — написано в мотивировочной части судебного постановления.

Пожалуй, самую яркую за последние годы победу частного бизнеса над властью второго города страны ярославскому "Анхелю" обеспечило одно из самых модных в России юридических бюро — "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". Участник юридического сообщества, просивший не называть себя, оценил траты на юридическую составляющую такого процесса от 5 млн рублей. По словам нашего собеседника, с точки зрения юриста, в таком деле сложно всё — объем документов, техника доказывания, вес оппонента.

Журналист бы еще добавил — ресурс защитника.

Лев Годованник
для 47news

Справка:

По данным системы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Анхель" зарегистрировано в Ярославле в 2014 году. Компания полностью принадлежит своему генеральному директору Андрею Лаверчуку. Кроме того, он является владельцем зарегистрированного в Петербурге ООО "Автовэй" и областного ООО "Ленавиа". Последнее находится в стадии ликвидации.

В июле 2019 года Ъ писал о попытке "Ленавиа" стать инвестором аэропорта Сиверский в Ленинградской области. Со ссылкой на представителей бизнес-сообщества коллеги из Ъ предположили, что ООО "Анхель" аффилировано с ООО "Конт", специализирующемся на строительстве и обслуживании речной инфраструктуры на внутренних водных путях России. "Конт" связывают с бизнесменом Дмитрием Рябовым.