Согласно исследованию Аналитического центра НАФИ, впервые с 2016 года индекс лояльности россиян к работодателю еNPS (Employee Net Promoter Score) продемонстрировал отрицательную динамику. С 2019 года он снизился на пять пунктов и теперь равен –32.

— Индекс eNPS рассчитывается на основании готовности сотрудников рекомендовать свое место работы друзьям или знакомым. Сотрудники делятся на три условные группы — "промоутеры" (сторонники), "нейтралы" и "критики". Значение индекса представляет собой разницу между долями "промоутеров" и "критиков" в диапазоне от –100 до 100 баллов, пояснили "Известиям" в НАФИ.

Зампредседателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков связывает негативную тенденцию с заморозкой или падением доходов граждан.

— Люди оказались в ситуации, когда они не могут ни повлиять на увеличение заработной платы, ни уйти на другое место работы, потому что ситуация с вакансиями сейчас напряженная. На рынок труда давит рост числа безработных, а за счет повышения конкуренции снижается заработная плата, — рассказал он.

При этом, несмотря на снижающуюся лояльность, менять работу россияне не спешат. Исследование свидетельствует, что 71% опрошенных не готов искать вакансии или увольняться. При этом большинство среди них составляют "критики" (55%).

Самые популярные причины недовольства сотрудников отечественных компаний — недостаточный уровень зарплаты, специфическая работа, с которой не каждый справится, а также отсутствие стабильности.

"Критиков" — респондентов, не готовых рекомендовать своего работодателя знакомым — оказалось 56%. "Нейтралов" среди опрошенных — 20%, а лояльных сотрудников ("промоутеров") — 24%.

Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в декабре 2020 года, респондентами стали 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России.