Москва и Минск в ближайшее время подпишут межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через российские порты в 2021–2023 годах. Железная дорога готова доставить намеченные объемы, а в Усть-Луге определены те, кто сможет их принять.

Согласно проекту документа, опубликованному 27 января правительством РФ, за три года предполагается поставить почти 4 млн млн тонн мазута и нефтепродуктовых масел  через порт Санкт-Петербург. Усть-Луга в Ленобласти готова принять 4,3 млн тонн бензинов с Мозырского НПЗ, а также 0,4 млн тонн газойля с Мозырского НПЗ и 1,3 млн тонн — с Новополоцкого НПЗ.

До портов нефтепродукты будут доставляться по железной дороге. В ОАО РЖД подтвердили “Ъ” готовность перевезти все заявленные объемы. До 2025 года белорусам дается скидка в 50%.

Перевалка в Усть-Луге, как сообщают источники “Ъ” среди стивидоров, будет идти в основном через комплекс по перегрузке СУГ и светлых нефтепродуктов "Портэнерго" (принадлежит РФПИ, Газпромбанку, Mubadala Investment Company и ряду миноритариев). Оператором комплекса с годовым грузооборотом в 5,2 млн тонн выступает СИБУР, который переваливает там свои сжиженные углеводородные газы (СУГ). Также участвовать в перевалке белорусских нефтепродуктов могут "Усть-Луга Ойл", ЛУКОЙЛ, с которым обсуждалась перегрузка около 1,5 млн тонн белорусских товаров через терминал в Высоцке, и "Петербургский нефтяной терминал".

Собеседники “Ъ” отмечают, что в Усть-Луге, в отличие от Клайпеды, куда традиционно поставлялись нефтепродукты из Белоруссии, придется платить ледокольный сбор, что, как и большая отдаленность от целевых рынков, скажется на ставке фрахта.

В перспективе Белоруссия может рассмотреть переориентацию на Россию и поставок дизтоплива. Например, договориться с "Роснефтью" о свопе нефтепродуктов из трубопровода от Мозырского НПЗ на Венгрию на объемы нефтекомпании в Приморске.

Вопрос перенаправления потоков нефтепродукторв из Прибалтики в Россию - политический, и цена перевалки в российских портах может быть скорректирована при участии государства и выгодна всем сторонам, считает Надежда Малышева из PortNews.

О том, что Москва и Минск прорабатывают перенаправление поставок нефтепродуктов из портов Литвы в порты России, в том числе Усть-Лугу, стало известно в начале сентября прошлого года. Решение было принято после того, как власти Литвы осудили насилие режима Лукашенко против участников протеста, а также попросили отпустить задержанных и мирно передать власть. При этом белорусский лидер попросил у российских портов схожие условия для отправки своего энергоэкспорта.