Теперь четыре японских мультика запрещены в России. Вот 47news и спросил с того, кто фактически запретил.

Колпинский районный суд Петербурга 20 января запретил на территории России прокат анимэ-мультфильмов "Тетрадь смерти", "Токийский гуль", "Эльфийская песнь" и "Инуяшики", размещенных на четырех сайтах. Заседание с просмотром анимации устроили после серии происшествий со школьниками.

Сначала шестиклассник 12 января, насмотревшись японской анимации, повязал красный галстук и выпал из окна школы на улице Савушкина. Через день троих девочек спасли из заброшки на проспекте Энтузиастов. Рядом с ними лежали лекарства, а смертельную прогулку они обсуждали в чате.

47news поговорил с экспертом Санкт-Петербургского института независимой экспертизы и оценки Василием Беловым — выпускником Военно-медицинской академии, доктором психологических и медицинских наук. Именно его институт привлек суд к оценке материала.

photo_2021-01-22_12-11-42.jpg Эксперт Санкт-Петербургского института независимой экспертизы и оценки Василий Белов

Журналисту он рассказал, что, как профессор, японское аниме посмотрел "по диагонали", но выводы сделал. Так, в "Эльфийской песне" нашлась сцена с отсечением головы, в "Токийском гуле" ее тоже отрубают, а затем заставляют съесть.

- Все эти аниме-мультики появились не вчера. Вот премьера "Токийского гуля" состоялась в 2014-ом, а к нам он пришел спустя три года. Первый сезон "Эльфийской песни" вышел в 2004-м. Как объясните, что "взрыв" связанных с ними происшествий произошел именно сейчас?

- Прежде всего, изменился процесс распространения информации. Это касается и СМИ, и технологий. С помощью смартфонов мы теперь быстрее решаем любую задачу. Например, чтобы купить билет, раньше нужно было пойти в кассу, отстоять очередь и получить ответ, что билетов нет. Теперь можно вбить запрос в интернете, выйдут десятки предложений.

Если ближе к детям, то они о добре и зле раньше узнавали от взрослых. В первую очередь, во время чтения сказок бабушками и дедушками. Сейчас же в большинстве случаев их нет рядом, некому объяснить, что такое хорошо, а что — плохо. А большую часть кризисов мы переживаем в детстве. Это у нас с вами сейчас девять видов психологической защиты. Можно сказать, мы как в танке. У детей такой защиты нет. Он идет в интернет, забивает запрос "грусть, печаль". Поисковая машина не оценивает, кто печатает на клавиатуре — взрослый или ребенок. И предлагает кучу мультфильмов с подходящей спецификой.

- Чем такие мультики опасны для детей?

- Тут нужно понимать, что чем младше ребенок, тем более он подвержен внушению. Подсознательно он ассоциирует себя с главным героем и начинает ему подражать. Обычно это персонаж с ярким эмоциональным образом. В "Тетради смерти", например, главный герой — лучший школьник Японии и сын полицейского. А для манипуляции используется самая негативно заряженная энергия — смерти, совмещенная с яркими картинками и действием. В сюжетах аниме стирается барьер — за агрессию и зло, инцест и любое другое девиантное поведение героев не наказывают. На экранах возникают герои с семью жизнями — они падают с крыш, потом снова появляются. Модель поведения примитивная: "захотел-услышал-сделал". В голове ребенка пазл складывается за счет картинок, а мы в итоге получаем общество садистов и убийц.

- Аниме в Россию пришло из Японии. Там низкий уровень преступности, на улицах не случается краж.

- Там большое количество противовесов, которые уравновешивают. Это, прежде всего, семья и школа. Способы воспитания совершенно разные. Тем более не стоит забывать, что в Японии — высокий процент самоубийств (18,5 случаев на 100 тысяч жителей — ред.).

У нас же до 2000 подростков совершают суицид ежегодно. Официально цифра не афишируется. Но гибнут, образно говоря, два полка. И это в мирное время.

- У вас самого, кстати, дети есть? Они смотрели аниме?

- Дочери уже 31.

- Что делать молодым родителям? Понятно, что дети найдут возможность посмотреть запретное.

- В первую очередь, больше рассказывать детям, что хорошо, а что плохо. Не забывать, что ребенок сам этого решить не может, потому что незрелый. Вообще индивидуальный подход хорош, но в рамках целого общества невозможен. Так что возрастная маркировка — пусть небольшой, но шаг. Возможно, мультфильмы будут просачиваться, но это будет не объем полноводного Енисея. А небольшого ручейка, который мало заметен в масштабах страны.

Также неплохо, чтобы перед выпуском в прокат авторы изучили культурные особенности той страны, куда отдают произведение.

- Как же фильмы о войне, гангстерах? В "Крестном отце" глава семьи — выше государства. Пятилетние их не смотрят, а подростки — вполне.

- В фильмах все-таки на экране живые люди, там четкие понятия о жизни и смерти, добре и зле. В мультфильмах же все более обобщенное, как будто это игра. Кот может говорить, мышь — драться. В голове возникает раздвоение — ребенок не может сопоставить, что реально, а что нет. Этим и пользуется опытный манипулятор.

- Что-то из советского или недавнего российского тоже стоит запретить? Например, мультфильм "Его жена курица" (1990 года — ред.) московской студии Pilot? Там по сюжету полукурица-получеловек делает уборку в доме и кормит связанную личинку с головой мужчины.

- Думаю, что упомянутое произведение не так актуально, потому что мало представлено. Я много мультиков смотрел, но этого не видел. Скорее всего, это штучный продукт. Опасность же в том, что распространяется массово. Если говорить о советских рисованных мультфильмах, то они были редкими и проходили рецензирование. Да и были они добрее. "Простоквашино" — о дружбе и самостоятельности, "Крошка Енот" — о преодолении страха. Возьмем одни из самых популярных американских мультфильмов "Том и Джерри" — кот пытается съесть мышонка, тот в ответ устраивает ему пакости. Его все смотрели, и я тоже. Или сериал "Симпсоны" — герои бьют друг друга по голове и разговаривают нецензурно. В новых мультиках вообще все приоритеты перевернуты. Раньше добро было четко разграничено со злом. Теперь же если победил, значит ты добрый.

Андрей Карлов,
47news