Книгу отзывов, жалоб и предложений следует вернуть в магазины уже в этом году, заявил "Известиям" председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

С этой инициативой он выступит на заседании рабочей группы по реализации "регуляторной гильотины" в сферах торговли и защиты прав потребителей. Совещание состоится 15 января, на нем будут присутствовать представители делового сообщества и эксперты отрасли. Протокол заседания с заключением специалистов уйдет в следующую "инстанцию" — подкомиссию правительственной комиссии по "регуляторной гильотине". На этом этапе предложение рассмотрят чиновники.

С 1 января 2021 года в России вступили в силу правила реализации товаров по договору розничной купли-продажи. Они содержат новый перечень обязанностей для торговых точек, и среди них уже нет требования иметь книгу жалоб. Минпромторг, который готовил этот документ в конце 2020 года, настоял, что книга отзывов — пережиток советского прошлого. Им на смену пришли "горячие линии", социальные сети, сайты компаний и другие онлайн-ресурсы, с помощью которых россияне доносят до продавцов претензии. Плюс к этому, отмечали в ведомстве, книга и занесенные в нее жалобы не имеют для розницы никаких юридических последствий.

Не все покупатели общаются в интернете и вообще имеют доступ к нему, чтобы обозначить свои претензии, уверены в Союзе потребителей.

— Возможность внести запись в книгу жалоб помогает избежать скандалов в магазине. Человек может выплеснуть свои эмоции на бумагу, а не на продавца. Таким образом, острая стадия конфликта может пройти спокойнее, — уверен Петр Шелищ.

Тем более в общепите обязанность иметь книгу отзывов, жалоб и предложений для гостей до сих пор сохранилась, напомнил он. Неясно, почему торговля получила послабления, указал Шелищ. По его словам, Роспотребнадзор поддерживает предложение союза.

— Роспотребнадзор всегда за сохранение различных способов коммуникации с потребителем, чем их больше, в том числе новых и традиционных, тем лучше, — подтвердили свою позицию в службе.