Цены на жильё в Ленобласти скакнули, а власти задумались о госзастройщике. Иначе непонятно, как справиться с подорожанием арматуры на 50% и рабочей силы на 25%. 47news узнал их план.

Вице-премьер России Марат Хуснуллин поручил проверить рост цен на жильё. Как пишет РБК, в том числе Минстрою и Минпромторгу необходимо проанализировать резкий скачок стоимости арматуры. Согласно приведённым данным, за месяц, с ноября по декабрь, она подросла в цене на 50%.

В качестве причин указывается желание поставщиков поднять цены на свою продукцию до среднемировых и продавать её за рубежом, а не на внутреннем рынке. Также — попытка догнать подросший квадратный метр. То есть очевидны психологические, а не экономические факторы. Ленобласть, удерживающая лидирующие позиции по темпам строительства жилья, не может избежать проблем, характерных для рынка страны.

47news поговорил с вице-губернатором по строительству Михаилом Москвиным о том, как он смотрит на возникающие обстоятельства.

- В правительстве России задумались о чрезмерных ценах на квадратный метр. Все эти новости вас как-то задели?
- Нам пришло письмо из Министерства строительства, дано задание дать варианты, как снизить стоимость квадратного метра.
- Какие мысли на этот счёт?
- Есть задание, значит, будем снижать. Как - пока не знаю.
- Наверху значит тоже не знают, как этого добиться?
- Может, там и знают. Наше дело — исполнить поручение.
- Насколько подорожали квартиры в Ленобласти?
- В среднем — на первичном рынке на 25%, это если брать показатель с декабря прошлого года. В рублях не скажу, но это легко посчитать.
- В Ленобласти это тоже связано с арматурой?
- В том числе. Официальных причин скачка цен на арматуру не назову, но, скажем так, по непроверенной информации, продавцы решили привести свои цены в соответствии с мировыми. Плюс к этому на 25% подорожала рабочая сила. Многие строители вернулись домой, спрос на работников сейчас большой, а предложение невелико. Конечно, не стоит говорить о прямой пропорции, из этого автоматом не следует, что жильё подорожало именно на четверть. Ну и уже много раз говорилось, что стоимость квартир разогнала льготная ипотека.
- Для вас как руководителя строительной отрасли ажиотаж на рынке — это проблема или наоборот? Многие направления экономики кое-как удерживаются на плаву.
- Конечно, для меня это проблема. Я не хочу, чтобы квадратный метр стоил дорого для людей, мы стремимся к его доступности. Вот правительство старалось, снижало ипотечную ставку, а теперь все усилия съедены увеличившейся стоимостью квартир. Расстраивает, что идёт гонка за собственным хвостом.
- Когда всё это начиналось, лично вы предполагали, что так будет?
- Нет.
- Какие прогнозы, в перспективе квартиры подешевеют?
- Будем стараться, что я могу сказать.
- Тенденция к повышению отражается только на массовом сегменте или на элитном тоже?
- Элитного сегмента в Ленобласти нет, потому и нечего тут рассуждать. Да и критериев, по которым недвижимость делится на такую и сякую, тоже нет.
- Всё это уже похоже на мыльный пузырь? Помните, было в Штатах, когда все брали ипотеку, потом не могли платить, и в итоге всё рухнуло?
- На мыльный пузырь это точно не похоже. К тому же теперь строительство идёт по проектному финансированию.
- Всё-таки власть должна как-то реагировать на этот вызов.
- По моему личному мнению, спасение может заключаться в создании государственного застройщика. Тогда и появится доступность квартир для граждан. Сегодня дошло до того, что мы не успеваем купить жильё для тех же сирот. Только процедуры начинаются, цены на рынке повышаются. Если сможем сами регулировать процессы, такого не будет.
- С детства нам говорят, что конкуренция порождает снижение цены, а вы предлагаете возродить советский госплан.
- Это только один из вариантов. По сути же, речь может идти о новом игроке, и он не создаст конкуренцию в таких локациях, как Мурино или Кудрово, зато можно будет работать в той же Гатчине. Придерживаюсь принципа "хочешь сделать хорошо — сделай сам". Правда, для влияния на цены по стране нужно, чтобы система появилась не в отдельном регионе, а во всей стране.

Юлия Гильмшина,
47news