Печальный антирекорд по числу жертв этой аварии не побит и по сей день.

"Сегодня, в 7 ч. 58 мин. утра на Международном просп., у д. № 98 произошла катастрофа трамвая маршрута № 8. Трамвай шел по направлению к заводу "Электросила". В это время паровоз осаживал состав груженых вагонов. Последний груженый вагон наскочил на моторный вагон трамвая, влез на него, опрокинул своей тяжестью и раздавил. Убито 28 чел., тяжело ранено 8 чел., легко – 11". (ист. – "Красная газета", вечерний выпуск, 1.12.1930)

1 (1) (2).jpg Заметка из вечернего выпуска «Красной газеты» от 02.12.1930. Фото предоставлено ТО
«Красный матрос»

Трамвайная катастрофа на ныне Московском проспекте – это трагическое совпадение сразу нескольких роковых случайностей.

Во-первых, в то время проспект был точно такой же ширины, как и в наши дни, однако плотность движения по нему была несравнимо меньшей. По большому счету, ДТП произошло практически на пустой магистрали – если бы один из двух его участников оказался в этом месте хотя бы минутой раньше или позже, ничего бы не случилось.

Во-вторых, "восьмерка" по Международному проспекту не ходила. Но в день 1 декабря ее перекинули на другой маршрут.

В-третьих, в момент столкновения грузовой вагон не просто ударил трамвайный вагон в бок, а, подминая его далее под себя, перевернул, навалившись сверху, и протащил по всей ширине улицы. Если бы колеса трамвая в момент удара соскользнули с рельсов вбок — не было бы столько трупов.

В-четвертых, именно этот, выпущенный 1 декабря на линию состав, был экспериментальным. В то время все вагоны трамвайных поездов были оборудованы воздушным тормозом, но в экстренных случаях можно было воспользоваться тормозом электрическим, действовавшим только на моторный вагон. А вот обкатываемая в те дни экспериментальная "восьмерка" была полностью переведена на электрический. Возможно, в роковую секунду что-то с новыми тормозами пошло не так.

Так уж сошлись звезды и рельсы.

Снимки, сделанные на месте ДТП. 01.12.1930. Фото предоставлено ТО «Красный матрос»

Вспоминает очевидец тех событий, петербурженка Осипова (1921-2016):

"Утром 1 декабря 1930 года мы пришли в школу, где все уже только и говорили о том. Конечно, мы, дети, сразу же забыли о занятиях и бросились к месту аварии. То, что мы увидели, было ужасно: смятый металл, море крови, мертвые тела. Погибших и раненых уносили в Коняшинскую больницу – катастрофа произошла буквально у ее стен". (ист. – "Российская газета", 2.12.2010).

Писатель Михаил Зощенко:

"В декабре 1930 года я видел, как раненных при катастрофе отвозили в больницу. Один молодой человек, находясь в сознании, сказал пожарному:

Я сам доберусь до больницы. Помогите лучше вот этой женщине. У нее, кажется, сломана рука.

Как оказалось в дальнейшем, у этого молодого человека были вдребезги разбиты ноги. И не только пойти — он не мог даже двинуться. Тут природа как бы подготовляет человека к смерти, нередко лишая его чувствительности..."

(ист. – М. Зощенко, "Возвращенная молодость")

Вспоминает один из разработчиков "экспериментального" трамвая, в будущем – крупный советский ученый Грейвер: "… Ко всему этому я увидел, что катастрофа произошла с моим опытным поездом. Можете представить мое состояние! К моменту нашего приезда были привезены ранее арестованные вагоновожатый, кондуктор, составитель поезда, две женщины, управлявшие шлагбаумами..." (ист. – greyver.ru)

Жертвы были доставлены в больницу Коняшина. Здесь же, поблизости, расположено и кладбище Новодевичьего монастыря. К слову, могилы погибших в этом ДТП, находящиеся на так называемой коммунистической площадке кладбища, сохранились до наших дней. По постановлению президиума Облисполкома все семьи погибших и пострадавших были взяты на государственное обеспечение.

4 (1).jpg Одна из сохранившихся могил. Современное фото Дм. Дроздецкого

По злой иронии трагедия случилась в первый же день объявленной в Ленинграде декады безопасности на городском общественном транспорте. В специально созданную следственную комиссию входил, в том числе, 25-летний Лев Шейнин – в будущем участник работы Нюрнбергского трибунала, сценарист, писатель, лауреат Сталинской премии.

Следствие было стремительным. Его завершили за три дня, к 4 декабря. Суду было предано 16 человек: от выжившего вагоновожатого и нерадивых сторожих переезда до главного архитектора управления Откомхоза профессора Ильина и архитектора того же управления Долгрина. Двое последних обвинялись в волоките проекта переустройства ветки, реализация которого предполагала ее отвод от Международного проспекта на Черниговскую улицу через Лиговку.

5.jpg Место ДТП. Современное фото от дома №106 по Московскому проспекту. Фото
предоставлено ТО «Красный матрос»

Облсуд приговорил: к 10 годам – 8 человек, остальных к 5 годам и поменьше.

Для сравнения: 29 августа 1926 года случилась самая крупная катастрофа на воде за всю историю Петербурга. Тогда совершавший рейс Ленинград-Кронштадт пассажирский пароход "Буревестник" затонул в районе Хлебного мола порта. По официальной версии, погибли 66 человек. В итоге суд признал виновными капитана парохода Пийспанена (отсутствовавшего на пароходе в момент катастрофы) и его помощника, приговорив обоих к 4 годам.

Игорь Шушарин,
47news

47news благодарит петербургское Творческое Объединение "Красный матрос" за помощь в подготовке этого материала.