Гистологи из областного бюро судмедэкспертизы решили делать норматив и не более. Работы из-за пандемии всё больше, а традиционные доплаты режут на фоне роста оклада.

По информации 47news, 11 декабря руководитель Ленинградского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Арнольд Андреев встретился с экспертами судебно-гистологического отделения. Разговор знатоков человеческого нутра касался объёмов и оплаты труда.

Начальство указывало врачам, что у них на столах скопилось под тысячу экспертиз, за каждой из которых — тело, что в бюро продолжают называть пациентом. Те отвечали про урожай смертей в ковидный год, непомерные нагрузки и потери в заработной плате. Форма же оплаты изменилась после того, как начало действовать постановление правительства Ленобласти № 262 от 30 июня 2020 года. Оно вводит понижающие коэффициенты в так называемую доплатную часть зарплаты патологоанатомов и гистологов.

Суть состоит в том, что доход этих специалистов зависит от сверхнормативной работы. Доплата исчисляется в баллах, и именно она является большей частью месячного заработка.

Так, гистолог исследует ткани, органы, а, по сути, и даёт финальный диагноз. Если патологоанатом и судмедэксперт во время вскрытия смотрят на причины смерти на глаз, то их коллега из судебно-гистологического отделения вооружён микроскопом. В среднем, с одного вскрытия взрослого тела к гистологу попадают семь-девять кусочков. В случае с детской патологией их больше, особенно когда надо выяснить, почему внезапно умер младенец. Тончайшие, в один микрон, лохмотки человеческой плоти, но за ними полная морфологическая картина для знающего взгляда: от следа инъекции у наркомана до странгуляционной борозды на шее. С одним случаем можно разобраться в полчаса, над другим сидеть по два дня.

Если по нормативу, то в месяц гистолог из областного бюро судмедэкспертизы должен делать 240 кусочков. Опытный врач может сделать в 4-5 раз больше. С учетом последних губернаторских повышений при поправках за вредность и стаж, оклад за 240 экспертиз составляет 50 тысяч рублей. То есть, 208 рублей 30 копеек за экспертизу.

При переработке, измеряемой в балльной доплате, гистолог со стажем, в месяц мог зарабатывать до 130-150 тысяч в месяц. Но если в первых двух кварталах 2020 года цена балла составляла 550 рублей, в третьем квартале она понизилась до 450 рублей, а с 1 сентября сумма составила 135 рублей за балл. Выходит, зарплата медиков рухнула на 20-30 тысяч в месяц.

- Вызвали на ковёр отделение, под протокол спросили, согласны ли мы выполнять весь протокол поступающей работы за те деньги, которые реально есть, то есть за 50 тысяч плюс примерно 10% доплаты за всё про всё, или мы работаем на одну ставку, выше которой не прыгнем. Всё объясняют отсутствием денег. Мы заявили, что тогда работаем на одну ставку, так как объём работы колоссальный. Энтузиазм работать пропал, — рассказал 47news один из участников встречи с Андреевым. Сегодня в отделении работают шесть врачей.

- Какой энтузиазм, вы же с мертвой плотью работаете, а детский патологоанатом — это, наверное, вообще самая страшная профессия? - не до конца понял желания работать с отжившим материалом корреспондент 47news.

- Мы, гистологи, человека не видим, в этом плане нам легче, но многолетний опыт работы патологоанатом имеем во взрослой сети, детей бы точно вскрывать не смогла, а взрослого воспринимаешь как-то иначе, - рассказал собеседник 47news.

По словам очевидца непростого разговора, руководство заявило, что в таком случае будет вынуждено отдать скопившуюся работу на аутсорсинг, не пояснив, что оно подразумевает под эти механизмом. Гистологи сомневаются, что тем же патологоанатомам из областного судмедбюро удастся скинуть за добавку в 3-4 тысячи рублей излишки их сверхнормативной работы. К тому же патологоанатомы могут смотреть свою гистологию, то есть больничную, но не особо криминальную. А о судмедорганизациях на аутсорсинге эксперты не слышали.

47news попросил гистологов оценить, на сколько у них в этом году увеличилась нагрузка. Вышло, что к финалу первой трети декабря через них прошёл биоматериал от 12 200 клиентов-тел. При этом в очень редкий год этот показатель переваливал через показатель в десять тысяч.

Но в бюро рассказывают, что смертность возрастает не сколько от самих ковидных умерших, сколько от тех, кому не досталось плановой помощи. Так как все силы брошены на борьбу с коронавирусом, то меньше внимание достаётся диабетикам и инсультникам.

14 декабря журналист отправил руководителю бюро Арнольду Андрееву письменный запрос о перспективах переведения части работы гистологов на аутсорсинг и новых принципах формирования доплатной части заработной платы специалистов. Сегодня 18 декабря, ответа нет.

Александр Калинин,
47news

Что касается жертв ковида, то, как говорят собеседники 47news в областном бюро судебно-медицинской экспертизы, эта тяжёлая форма имеет очень характерную картину, и её диагностировать можно буквально с лёту, хоть и с помощью микроскопа. Это целый комплекс признаков, который в голове профессионала складывается примерно в такую картину: ориентация на респираторный дистресс-синдром, признаки циркуляторно-сосудистых нарушений — гиалиновые мембраны в поражённом лёгком, цитопатическое действие вируса, сильно измененные под воздействием вирусного патогена клетки альвеолоциты, фибрин, тромбозы, возможна вторичная пневмония, реже миокардиты. Морфология под микроскопом довольно характерна, и неважно, что какой-нибудь старичок поступает из хосписа или дома престарелых, с подозрением на дегенерацию головного мозга или ишемическую болезнь сердца.