Частично подсчитано, во сколько обойдётся неформальная программа губернатора Ленобласти. Сотня миллиардов уже нашлась, осталось примерно столько же. Не все депутаты поняли, зачем нужна декларация, если есть Конституция.
В понедельник, 7 декабря, депутаты ЗакСа Ленобласти приняли законопроект "О дополнительных социальных гарантиях и стандартах". За формальным названием скрывается, по сути, предвыборная губернаторская программа Александра Дрозденко. Цели, к которым регион должен прийти к 2025 году, были прописаны им летом, представлены в социальных сетях. Для реализации должны быть сформулированы в виде законодательного акта.
Самое важное, что стало понятно — на реализацию идей, сформулированных в документе, из бюджета необходимо выделить 167 миллиардов рублей. Притом сегодня в наличии есть не вся сумма. По крайней мере, в финансово-экономическом обосновании вице-губернатор Роман Марков пишет, что на период 2021-2023 годы заложено 99,7 млрд рублей. Остальное будет "обеспечено источниками финансирования в ходе исполнения бюджета за счёт остатков, складывающихся на едином счете на начало финансового года". Иными словами, всё, что не потратят, пустят на реализацию этого законопроекта.
Правда, он же уточнил, что точную стоимость некоторых трат оценить сейчас затруднительно, поскольку нет данных о проектно-сметной документации. То есть в реальности сумма может ещё вырасти, но предугадывать во сколько раз никто не возьмётся.
В приложении к самому документу есть раскладка по цифрам. Из неё можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе, в 2021 году, обещания губернатора серьёзно не отразятся на региональной казне. Дополнительно нужно только 581,1 млн рублей. Притом запишут их в расходы на создание поликлиник, амбулаторий, обеспечение жильём медиков и компенсации родителям, не получившим мест в детсадах, создание экскурсионных экологических маршрутов.
Абсолютной новацией, то есть объектом, появившимся только в предвыборной программе и никак не зафиксированным в актуальном варианте трёхлетнего бюджета, можно назвать создание Губернаторского лицея на 350 мест. Обойдётся региональному бюджету он 2 млрд 160 млн рублей, но с расчётом, что последние 500 млн направят в 2024 году.
Напротив значительной части гарантий сейчас стоят нули или просто пустота, по всей видимости, это как раз то, о чём пишет Марков — невозможно оценить, сколько надо потратить. К примеру, ничего не сказано, во сколько обойдётся народная программа памяти о достижениях жителей Ленобласти, капремонт домов-памятников или библиобусы. Неизвестно, как дорого будет стоить программа строительства сети причалов для теплоходов. Или, например, предоставление возможности пенсионерам бесплатного посещения музеев, поддержка самозанятых, увеличение востребованных рейсов. Вряд ли можно подсчитать, к примеру, стоимость создания 5,5 тысячи квалифицированных высокооплачиваемых рабочих мест или восстановление 80% от площади вырубленных лесов ежегодно.
Стоит заметить, на те строчки, что можно обсчитать, в трёхлетний бюджет нужно найти 7 млрд 296 млн рублей. А вот если всё будет более-менее стабильно, в 2024-25 годах придётся искать 60 млрд рублей.
Если обратиться к конкретике, к 2025 году в Ленобласти должно появиться 8 врачебных амбулаторий и 25 фельдшерских, к 2030 — не менее 8 поликлиник. Две трети граждан должны ежегодно проходить диспансеризацию, все льготники — получать лекарства. Не менее чем 120 медикам в год будут компенсировать траты на найм жилья. За это время построят не менее 50 детских садов и 15 школ, по пять штук для маленьких и 15 — для больших обязуются ремонтировать ежегодно.
Помимо прикладных вещей, которые можно будет потрогать, в список целей записаны три десятка тех, что относятся к социальным. Вроде выплат при рождении ребёнка и поддержки коллективов художественной самодеятельности. Есть в списке и более приземлённые вещи вроде ликвидации несанкционированных свалок.
Всего в этом списке гарантий так много, что не все поняли, зачем они вообще нужны.
- Закон вроде описывает положение вещей, как оно должно быть. Но получается, он чисто декларативный? Или как? У нас есть Конституция, много чего ещё, где всё это прописано. Зачем нужен областной закон? Есть же программы, по газификации, по чистой воде, на них заложен бюджет. Если это декларации, они тоже имеют место быть, конечно, - рассуждал лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев.
Поскольку докладчиком был вице-губернатор по социальной политике Николай Емельянов, чья монотонная речь способна уничтожить интерес к любой теме, он ответил что-то скучное. Зато вслух подтвердили насчёт забронированных почти 100 млрд рублей на реализацию.
- Я ничего не увидел тут нового. Может, слепой, простите, - начал сомневаться уже в себе Лебедев.
И в зале, конечно, нашлись те, кто громко объявил, что все непонятливые просто не особо поняли, за что голосовали.
- Летом мне ежедневно задавали те вопросы, что вылились в итоге в законопроект. Если это декларация, пусть будет так. Но это важный законопроект, - настаивал депутат Алексей Ломов. Кстати, летом он утверждал в околополитических кругах, будто единственный автор идеи — это Ломов.
В конце слово взял, конечно, лидер фракции "Единая Россия". В этом парламенте он депутатом ровно столько, сколько существует созывов. "Сегодня нам представлен фундаментальный закон. Он говорит о том, какую ответственность берет на себя исполнительная власть. Я мог точно сказать: раньше такого не было. Закон однозначно нашёл поддержку среди жителей Ленобласти".
Вице-спикер Николай Пустотин заметил, что программа называется "47 гарантий для 47 региона", а в списке их всего 43 штуки. И пообещал добавить кое-какие свои ко второму чтению. Ему разрешили.
Юлия Гильмшина,
47news