На падающем рынке труда ищут подставных руководителей в две столицы и ближайшие регионы. Эксперт 47news фиксирует: дела у этого бизнеса не очень — налоговая научилась распознавать номиналов.
На фоне обрушения коронавирусом рынка труда в соцсетях активно предлагают дополнительный заработок в статусе директора-номинала. Этакого зицпредседателя Фунта из романа Ильфа и Петрова. Одну из вакансий 47news встретил в группе бесплатных объявлений посёлка Пудость. Описание работы затерялось среди рекламы ремонта компьютеров, пирсинга и участков земли, а позже было удалено администрацией паблика. Но аналогичный текст нашелся на странице автора, представляющегося Александром Бесстраховым.
"Консалтинговой компании требуются регистраторы (временные директора) для создания новых фирм под ключ. Всегда идём на встречу. Большая просьба внимательно слушать и придерживаться правил, которые озвучивают наши юристы. Опыта или специального образования не требуется. Ничего сложного, все расскажем и покажем. Стабильный оклад за 2-4 часа работы. Рассчитываем на долгосрочное сотрудничество", - говорится в объявлении (орфография сохранена — ред.).
Корреспондент 47news попробовал устроиться. В переписке в соцсети Александр, представившийся менеджером по набору персонала, уточнил возраст и город, в котором кандидат хотел бы работать. Выходило, что можно обойтись без собеседования. Но журналист все-таки попросил обсудить детали. На всякий случай назвался жителем Всеволожска.
- Что входит в обязанности номинального директора?
- Один-два раза в неделю нужно приехать в Санкт-Петербург. Сначала к нотариусу, сдать документы, чтобы открыть фирму. Потом нужно появляться в налоговой, банках. Сдавать отчеты, подписывать разные документы. От вас требуется только опрятный внешний вид, всегда быть на связи и пунктуальность — не опаздывать на встречи. Подстраиваемся под удобное вам время.
- Чем будет заниматься фирма? Как называется? От меня нужен уставной капитал?
- Компанию будем открывать новую, названия еще нет. Заниматься будем юридическими услугами. Вы в операционном управлении никакого участия не принимаете, никаких встреч с клиентами, всем занимаются наши юристы. Все расходы на оформление — с нашей стороны.
- Сколько выйдет на руки за месяц?
- Сначала оклад 15 тысяч. Потом смотрим, как работаете, отвечаете ли на звонки, не опаздываете ли, повысим до 20. За каждый визит к нотариусу или в налоговую три тысячи рублей, вот и считайте — 45-50 тысяч.
- Если захочу зарегистрировать на себя, скажем, две компании, оплата вырастет?
- Такой вариант можем рассмотреть. У вас, кстати, что с семейным положением? - поинтересовался "кадровик", как будто уже оформлял документы о приеме на работу.
- Холост.
- Это хорошо. Пришлите тогда номер ИНН и данные паспорта, я проверю по базам на предмет задержек с налогами, у судебных приставов на алименты и штрафы.
- А не надо встретиться и пройти собеседование?
- Да смысла нет тратить время. Мы все в разъездах, мотаемся в банки, налоговую, к нотариусам. А так я за полчаса пойму, подходите вы или нет.
- Много ли аналогичных компаний уже открыли? Как называются, я хотя бы посмотрю, живые они или нет.
- Зарегистрировали две фирмы. Названий сказать не могу — связан коммерческим соглашением.
На этом и разошлись. К слову, мой собеседник в соцсетях выбрал аватаром изображение десантника со снайперской винтовкой, а для мессенджера — портрет типичного директора с фотобанка. Среди подписок — сплошные группы с подборками вакансий в двух столицах, Подмосковье и Ленинградской области.
О рынке номинальных директоров 47news спросил директора консалтинговой фирмы "Лодж" Александра Рокина, в прошлом сотрудника экономической полиции. Он на всякий случай заметил, что подобное вне сферы его интересов, но в целом схема работы с подставными руководителями не нова.
- Кто-то дробит фирмы, чтобы не превышать лимит оборотов по упрощёнке (150 миллионов рублей — ред.), кто-то создает для участия в тендерах, чтобы не светиться официально. Такие фирмы выступают номинальными конкурентами в госзакупках, а победа в итоге достаётся реальному участнику. Ещё некоторые используют фирмы-однодневки для оптимизации НДС. Также готовыми компаниями можно в прямом смысле торговать. Переоформить быстрее и дешевле, чем заключать официальную сделку купли-продажи. Ну и жулики, конечно, используют для своих целей. Но для консалтинга создание таких фирм не типично. В нашей сфере принято понимать, с кем имеешь дело, - считает эксперт.
- Может ли налоговая отсеять номинального директора еще на этапе регистрации?
- Администрирование сейчас намного лучше, так что у этой публики дела не очень. В первую очередь смотрят на количество зарегистрированных на одного человека фирм. Подозрения вызывают те, на ком сразу по три-четыре. Также изучается прошлое этих контор и руководителей. Если принудительно исключены из реестра или будущий директор живет в другом регионе — отмечают. Например, бывшего санитара псковского морга, который в Петербурге захочет стать директором, точно признают номиналом. Обычно в налоговой отслеживают активность компании, анализируют, насколько она живая. Если возникают сомнения, вызывают директора, опрашивают.
- Какие риски у директора-номинала и тех, кто его нашёл?
- Доказать, что у компании был умысел, очень сложно. Юридически же всё оформляется у нотариуса, туда директор приходит на своих двоих, читает документы, подписывает. На лбу же у него не написано, что он номинал. Нужно прослушку организовать. На моей памяти тех, кто стоял за директорами, не ловили.
Если же полиция поговорит с руководителем и выяснится, что у того не было планов на бизнес — уголовное дело 173-й статье ("Незаконное создание юридического лица" - ред.). Она не тяжкая, до года тюрьмы. Чаще суды выписывают штрафы (до 300 тысяч рублей — ред.), но всё равно неприятно — судимость ты уже заработал. Зато такие дела любят в районных отделах полиции. Закрываешь и передаёшь в суд. Так проще.
Андрей Карлов,
47news