Специалисты Роспотребнадзора совместно с экспертами проекта Минфина России и Всемирного Банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" разработали памятку для потребителей "Финансовая киберграмотность и борьба с мошенничеством", которой содержатся рекомендации как снизить онлайн-риски.
Как в четверг, 5 ноября, сообщили 47news в пресс-службе ведомства, пандемия коронавируса ускорила переход потребления в онлайн, породив новые риски. Роспотребнадзор напоминает об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг.
Кредитование:
навязывание ненужного кредита / займа при продаже товара или услуги;
предоставление неполной информации о кредите – часть сведений "спрятана" в дальних разделах договора;
скрытые комиссии, спрятанные в "тарифном плане";
займы, взятые посторонним на ваше имя;
"порча" кредитной истории: финансовая организация "забывает" сообщить в бюро кредитных историй о закрытом обязательстве;
отказ в реструктуризации кредита на заявленных условиях;
недобросовестные кредитные брокеры и псевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг;
псевдопомощники: обещают "исправление" кредитной истории, поиск "законного" способа не платить долги", но только выманивают деньги и усугубляют положение.
Страхование:
включение в полисы условий, снижающих вероятность получения страхового возмещения;
блокирование заключения договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику;
невнесение агентом полиса в базу компании и присвоение денег страхователя;
продажа накопительного инвестиционного страхования жизни под видом депозита;
занижение суммы страховой выплаты.
Инвестирование:
предложение сложных продуктов (структурные облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего разъяснения их сути и рисков;
сложно структурированные тарифы, подталкивающие к избыточной торговой активности;
некачественные консультации, в т.ч. данные роботом-советником ("робоэдвайзинг);
"автоследование" (автоматическое повторение сделок) за неумелым "инвестиционным гуру";
возможность кражи части денег или ценных бумаг в случае недобросовестности брокера или управляющего.
Роспотребнадзор настоятельно рекомендует потребителям, столкнувшимся с указанными нарушениями, обратиться в Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках.
При наличии признаков совершенного преступления вы можете обратиться на бесплатную "горячую линию МВД России" 8-800-222-74-47, через портал (если это Интернет-мошенничество, обратитесь в управление "К" МВД России) или в отделение полиции по месту жительства.