Министр транспорта Дитрих подписал протокол не для СМИ: от балтийских портов нужен сначала экспорт зерна, а уж потом остальное. 47news почитал документ.
Это случилось 6 сентября на строительной площадке "Новотранса" в Усть-Луге. Владелец холдинга Константин Гончаров презентовал там будущий перегрузочный комплекс Lugaport, который собирается переваливать к 2024 году 24 млн тонн грузов в год — где-то четверть всего сегодняшнего оборота Усть-Луги. После официальной части министр транспорта РФ Евгений Дитрих удалился в конференц-зал с парой десятков важных мужчин. На пути журналистов встал плечистый охранник, но автору статьи удалось на днях заглянуть в протокол. Теперь мы знаем, что на самом деле думают в Белом доме относительно российских портов Балтики.
Для начала приняли к сведению (цитата из протокола) доклады главы Росморречфлота Александра Пошивая, гендиректора "Российских железных дорог" Олега Белозерова и губернатора Александра Дрозденко. Первый ждет от балтийских портов 55 млн тонн прибавки грузооборота к 2025 году, второй собирается увеличить доставку грузов к ним до 220 млн тонн к 2030-му, а губернатор привычно перечислил инвесторов будущих усть-лужских морских терминалов:
-
"Новотранс Актив", на территории которого проводилось совещание;
-
"Ультрамар", строящийся терминал по перевалке минеральных удобрений;
-
"ЕвроХим Терминал Усть-Луга", которого, как заявил недавно экс-глава всего "ЕвроХима" Игорь Нечаев, может, и не будет;
-
"Русхимальянс", заявивший о сооружении крупного газохимического комплекса, в реальности которого на днях публично усомнился эксперт Михаил Крутихин;
-
"Русхимком", собиравшийся построить комплекс по производству метанола, в офисе которого корреспонденту 47news недавно заявили, что проект заморожен;
-
"Балтийский метанол", приобретенный в конце лета Владимиром Кругловым, бизнес-партнером однокурсника российского президента Виктора Хмарина. Круглов, напомним, собирается перепродать проект, и пока там ничего не происходит.
Другие же присутствующие сделали свой акцент: у нас развиваются агропромышленные комплексы в Орловской и Курской областях, создается национальный зерновой трейдер, поэтому на Северо-Западе нужен современный экспортный коридор с пропускной способностью до 7 млн тонн в год — сегодня 4-5 млн, из которых лишь около 0,3 млн идет через порты Ленобласти. Сжиженный природный газ, метанол и, тем более, пропиаренные в последний месяц белорусские удобрения и нефтепродукты сейчас не актуальны, вопрос № 1 — экспорт зерна.
Раздел "По итогам совещания решили" содержит военную четкость.
Губернатор, Минтранс и Росморречфлот должны к 1 ноября четко сообщить, какие терминалы смогут переваливать зерно в обозначенных количествах. Звучит как простая "домашка", если не знать, что в Ленинградской области таких терминалов вообще нет, а те, что запланированы, встречаются с многочисленными сложностями, в том числе, с недовольством местных жителей, как в бухте Батарейная.
Главный российский железнодорожник Олег Белозеров при поддержке коллег других ведомств должен:
-
предложить изменения логистики экспортных поставок зерна через российские порты вместо иностранных к 1 декабря,
-
спланировать для этого специальные железнодорожные маршруты к 1 ноября,
-
синхронизировать планы строительства железных дорог и морских зерновых терминалов к 1 ноября,
-
продумать соответствующую корректировку национального проекта "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры" к 15 ноября,
-
не жадничать и предложить снижение тарифов для зерновых грузов, чтобы возить их в российские порты было выгоднее, чем в иностранные, — к 15 ноября.
Константину Гончарову тем временем рекомендовано пересмотреть собственные планы по введению мощностей комплекса Lugaport таким образом, чтобы сначала заработали терминалы, предназначенные для перевалки зерна и аграрной продукции, а потом остальные.
В Ленинградской области заявлены четыре проекта морских терминалов по перевалке зерна:
-
"Приморский УПК" Ильи Трабера и компаньонов собирается переваливать до 7 млн тонн зерна в год в порту Приморск;
-
"Технотранс" Виктора Чуйкина планирует строительство зернового терминала в порту Высоцк мощностью 4 млн тонн в год;
-
"Содружество" Александра Луценко заявило о планах сооружения морского терминала по перевалке зерна в бухте Батарейная;
-
Проект Lugaport предполагает перевалку 7 млн тонн зерна в год.
Лев Годованник
для 47news