Около половины своего экспорта "ФосАгро" планирует перенести на строящийся терминал "Ультрамара" в Усть-Луге. Говорят, в том числе, за счет разрыва с бизнесом Трабера, который увлекся перевалкой угля.

"Перевалка удобрений "ФосАгро" через новый терминал может превысить 3 млн тонн в год, что сделает его базовым для нашей компании", - такое заявление сделал 1 сентября генеральный директор "ФосАгро" Андрей Гурьев (его отец основной бенефициар "ФосАгро") во время посещения строящегося в Усть-Луге перевалочного комплекса

Группа "ФосАгро" в 2019 году отправила на экспорт около 6,5 млн тонн минеральных удобрений, два из которых ушли через Мурманск, четыре - через терминалы петербургского и усть-лужского портов. Таким образом, заявление Андрея Гурьева означает перенос половины всего нынешнего объема экспорта холдинга на будущий терминал "Ультрамара".

Из 4 млн тонн удобрений, которые "ФосАгро" ежегодно переваливает в балтийских портах, до 1,5 млн проходит через терминал "Юг-2" в Усть-Луге - там работает ООО "Смарт Балк Терминал", принадлежащий "ФосАгро"(70%) и "Ультрамару"(30%). Но сам терминал контролирует ООО "Новые коммунальные технологии" где совладелец бизнесмен Илья Трабер. 

По словам участников рынка, в последнее время говорят о том, что в планах "ФосАгро" вовсе отказаться от перевалки минеральных удобрений на терминале "Юг-2" по причине его большой загруженностью углем. Здесь отметим, что по официальным данным, НКТ в 2019 году отправили на экспорт 3,2 млн тонн угля - почти в 2,5 раза больше, чем минеральных удобрений.

"Там слишком много угля, он переваливается открытым способом, как и минеральные удобрения, и в них попадает мелкодисперсная угольная пыль", - прокомментировал один из собеседников причины, из-за которых один из крупнейших в стране производителей минеральных удобрений решил отказаться от работы на этом терминале.

Андрей Гурьев официальных заявлений на эту тему не делал, а в пресс-службе холдинга комментировать отношения с конкретными контрагентами отказались. В НКТ прокомментировать информацию не смогли, сославшись на временное отсуствие директора.

Справка:

Реализация проекта компании "Ультрамар" Андрея Бонч-Бруевича по строительству терминала по перевалке минеральных удобрений в порту Усть-Луга предполагает 16 млрд рублей инвестиций и 12 млн тонн грузооборота, что сопоставимо с объемом перевалки минеральных удобрений всех российских портов Балтийского моря в 2019 году.