Власти Ленобласти готовы выпустить облигаций на 7 млрд. Такого не было до коронавируса, но дефицит не спрашивает, как себя погашать. 47news узнал, что будет, если настанет "совсем плохо".
Пандемия коронавируса сделала с бюджетом Ленинградской области то, что не удавалось за последние шесть лет никому. Впервые с 2014 года власти региона официально заявили о планах по выпуску ценных бумаг. Это, по сути, попытка взять в долг, но разбросанный по времени и на своих условиях.
Это записано в документах к бюджету на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Согласно данным, указанным в пояснительной записке, для покрытия дефицита будут осуществлены заимствования. Так, в 2021 году будет выпущено облигаций на 1 миллиард рублей, в 2022 — на 2,5 миллиарда рублей, в 2023 — на 3,5 миллиарда рублей. Помимо этого, сказано о привлечении кредитов в 2022 году на 1 миллиард и в 2023 — на 1,3 миллиарда рублей. Итого на три года Ленобласть готова взять в долг 9,3 миллиарда рублей.
Притом на следующий год дефицит указан в размере 12,8 миллиарда рублей, что составляет 9,5% от уровня доходов.
"Объём долговых обязательств запланирован на экономически безопасном уровне, позволяющем сохранить контроль за объёмом и стоимостью обслуживания государственного долга с учётом всех возможных рисков и обеспечить равномерной распределение долговой нагрузки на областной бюджет", - сказано по поводу всего этого в пояснительной записке.
Важным можно считать, впрочем, не размер, а сам факт того, что правительство региона решилось на заимствования. В прошлый раз, в конце 2017 года, когда неформально заговорили о возможности выпуска облигаций, вице-губернатор Роман Марков сделал, кажется, всё, лишь бы этого не произошло. Причём тогда цель обсуждалась конкретная — найти денег для строительства социальных объектов во Всеволожском районе. Отказались от такого пути и в 2019 году, когда тень долговых обязательств замаячила перед Суворовским, 67. Настоящие же облигации выпускались в последний раз в 2014 году — тогда эмиссия произошла на 275 миллионов рублей, а до этого — в 2004 году, при губернаторе Валерии Сердюкове, на 1,3 миллиарда рублей.
Сама мысль пожить в долг Маркову претит, и он известен как человек, привыкший забирать из банков проценты, а не отдавать им. Мы писали, что за период с 2014 по 2019 годы депозиты принесли казне региона 10 миллиардов рублей, причём порой за год на счета банков отправлялись лежать суммы, эквивалентные 125% всего бюджета Ленобласти.
Максимум, на что за время своей работы был готов Роман Марков — это брать льготные кредиты у государства под 0,1%. Да и то, никто не знает, было ли ему внутренне комфортно это делать, ведь 0,1% от 1 миллиарда — это целый миллион.
Сам он и в этот раз отрицает необходимость открывать процентный путь. "Это страховка, на всякий случай, если недополучим доходы. Процент определится по итога аукциона, если в этом вообще будет необходимость", - прокомментировал он. Также он добавил, что до при нём до облигаций Ленобласть дойдёт только в случае, "если будет совсем плохо".
- Знаете, если вам будет плохо, то и всем тоже. Это значит, очередь за ресурсами выстроится большая и денег может не хватить, - спросил журналист 47news.
- Если в такой ситуации что-то дадут, то нам, - уверен чиновник.
- Знаете тайные входы в банк?
- Ага.
А вот что касается излюбленного инструмента — депозитов — в проекте бюджета о доходах с ним не сказано ни слова. Это, впрочем, нормально, ведь и раньше подобные вещи было невозможно предсказать, а теперь — тем более.
Юлия Гильмшина,
47news