Разговоры о сельском хозяйстве в последнее время чаще ведутся в скорбном ключе, сопровождаемые унылыми рассуждениями - мол, погибло оно и не нужно сейчас никому. Однако, инвестиционные средства добрались и до этой вызывавшей пессимизм сферы. Правда, конкретный результат этих вложений виден пока нечётко. А вот сопутствующие проблемы сами инвесторы и сельхозпроизводители ощущают уже довольно остро. Среди трудностей, в первую очередь - огромные затраты на энергетику, рост цен на комбикорма и невозможность выйти на петербургский рынок.
По словам председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Сергея Яхнюка, с 2005 года, когда развитие агропромышленного комплекса стало одним из приоритетных национальных проектов, ситуация в сельском хозяйстве региона начала меняться в лучшую сторону. На прошедшем сегодня круглом столе, посвященном инвестициям в сельское хозяйство, Сергей Яхнюк отметил, что с помощью нацпроекта расширились возможности для вложения средств в сельское хозяйство и за последние два года производство в этой сфере стало более стабильным. Многие предприятия перевооружились, закупив новое оборудование.
По словам председателя комитета АПК, с этого года нацпроект преобразовали в государственную программу, по которой инвестиции в сельское хозяйство может вкладывать не только государство, но и частные структуры. Субсидированными кредитами воспользовались уже 55 хозяйств Ленобласти, на общую сумму 5,3 миллиарда рублей. Кстати, чаще инвестиции в областном хозяйстве идут в молочное животноводство и птицеводство.
Большая часть инвестиционных проектов направлена на развитие молочного животноводства и свиноводства. Об этом рассказал генеральный директор ЗАО «Агриконсалт» Андрей Голохвастов. Сейчас многие обращаются в «Агриконсалт» для разработки бизнес-планов этих проектов, однако, кредит в банках на их реализацию получают далеко не все. «Необходимо переходить от политики «латания дыр» к политике вложения средств. Я считаю, что для сельского хозяйства области фактором успеха будет хороший менеджмент», - отметил Андрей Голохвастов.
Представители СПК «Детскосельский» считают, что для сельхозпроизводителей необходимо отодвинуть «час расплаты» по кредиту. По словам директора управления по развитию СПК «Детскосельский» Екатерины Ястребовой, срок инвестиционного кредита рассчитан на 8 лет, однако, предприятию молочного хозяйства необходимо около 15 лет для того, чтобы новое производство окупилось и смогло расплатиться с долгом. А кроме того, 10% от всей суммы вложений составляет подключение животноводческого комплекса к энергоснабжению. Президент группы компаний агрохолдинга «Пулковский» Иван Кара назвал еще большую цифру — для них подключение обошлось в 30% от стоимости проекта. По его мнению, поднять сельское хозяйство поможет сильный зарубежный менеджмент.
Иван Кара также обратился к областному правительству с просьбой отработать вопрос по субсидированным закупкам комбикормов. Впрочем, генеральный директор «Гатчинского комбикормового завода» Николай Чистяков тут же попытался доказать, что рост цен на корма вполне обоснованный. Поскольку комбикорма производятся из сырья, а цена, к примеру, на пшеницу выросла с 4 до 10 рублей, то продавать их по прежним ценам нереально. К этому добавляются все те же злосчастные энергетики, неожиданно поднимающие тарифы, и «РЖД» с увеличением стоимости перевозок для экспортеров.
К сожалению, производить необходимое количество зерна для комбикормов на территории Ленобласти пока не представляется возможным. Во-первых, регион не является зерносеящим - ежегодно здесь выращивают лишь 80-100 тысяч тонн зерна. По словам Сергея Яхнюка, производство можно увеличить в два раза в течение 2-3 лет, а потребности региона в зерне для комбикормов составляют 700-800 тысяч тонн. Однако для увеличения объемов выращивания зерна необходимы, в первую очередь, земли. «У нас есть интересы в отдаленных Бокситогорском, Лодейнопольском, Подпорожском районах, но после того как земли в 90-е попали в руки пайщикам, несовершенство земельного законодательства не позволяет нам начать на них работать. Мы можем предложить этим «виртуальным собственникам» самим работать на этой земле, отдать нам участок в долгосрочную аренду или продать, но по нормальной, а не по завышенной цене», - пояснил Яхнюк.
Оценивая ситуацию в сельском хозяйстве Ленобласти в целом, Чистяков заявил, что главная проблема в том, что ситуация в агропромышленном комплексе не прогнозируется. А значит, изменения тарифов в энергетике, стоимости оборудования, сырья и комбикормов невозможно предугадать, и, как следствие, нельзя предсказать и рост цен и затраты производителей. На цену продукции, влияют, безусловно, многие составляющие.«Условия, которые выставляют энергетики при подключении, наиболее существенно влияют на развитие производства, но в рамках региона это не решить. По действующему распоряжению губернатора, малые и средние предприятия могут платить за подключение в рассрочку», - отметил председатель областного комитета по АПК.
Еще одна примета дня сегодняшнего: все реже в Ленобласти можно встретить фермеров - этот редкий вид сельхозтруженников бесследно исчезает, как и продукция с их личных подсобных хозяйств. По мнению заместителя председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Санкт-Петербурга Николая Архипова, по душе петербургским покупателям больше не рыночная торговля, а сетевые магазины, на прилавки которых по причинам договоров с «жёсткими» условиями продукция областного АПК не попадает. При этом, по словам Архипова, со своей стороны комитет не советует горожанам покупать продукты с рук и без кассового чека. Кроме того, он считает, что те, кто выходит на рынки со своей продукцией не обладают культурой и правилами торговли. «Привыкли к совковым методам: вырастили картошку и повезли на рынок продавать», - прокомментировал Архипов.
Мнения на тему, почему «ушел» обычный областной фермер, разделились. Президент Союза производителей молока Ленинградской области Борис Речкин высказал мысль о том, что в былые времена фермер, работая в совхозе, мог принести оттуда комбикорма, и таким образом поддерживать свое собственное домашнее производство. Сейчас такой метод «не прокатит», а потому существовать отдельным сельхозпроизводителям невыгодно. Очень лирично по этому поводу высказался Николай Чистяков, назвав сельское хозяйство укладом и образом жизни, а не бизнесом. «Того, кто работает на земле, на ферме, разводит свиней, мы должны на руках носить. Но у нас остались только фанатики, которые выдержали множество трудностей», - подытожил Сергей Яхнюк.
Людмила Петрова, корреспондент «47News»