Нефтеналивной терминал в Высоцке сползает в море уже год. Государство не в курсе — давно бы запретили. Аварийный разлив маловероятен, но все предупреждены.

Проверка нефтеналивного терминала ООО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ II" выявила всякие нарушения: проблемы с оборудованием для ликвидации разливов нефтепродуктов, да и с самим причалом не все в порядке, зато ответственного за техническое состояние нет — вы уж примите меры. Письмо такого содержания 1 октября получили в офисе высоцкого терминала "ЛУКОЙЛа". Автор — руководитель дирекции по имущественным отношениям, административно-хозяйственной деятельности и транспорту всего "ЛУКОЙЛа" Ярославль Петрашов. Адресат — Алексей Махнев, глава ООО "ЛУКОЙЛ-Транс", управляющего "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ II".

47news удалось ознакомиться с письмом и перечнем претензий по итогам проверки. Специфика деятельности терминала в Высоцке — перевалка нефти и нефтепродуктов. Что и вызывает желание процитировать пару пунктов:

3.6: "Декларации о соответствии портовых гидротехнических сооружений установленным требованиям не составляются".

3.12: "Причины просадки плиты покрытия причала №3, произошедшей в 2019 году, не определены. Согласно акту на выполнение водолазных работ по осмотру крепления дна причала №3, проведенного 29.01.2020, обнаружены подмывы под железобетонные плиты крепления дна. Оценка результатов водолазного осмотра и мероприятия по устранению подмывов не представлены"

Термин "декларация" звучит легкомысленно, но только не в случае, когда речь идет о гидротехнических сооружениях в морских портах. Заведующий лабораторией экологической безопасности морского транспорта ЦНИИ Морского флота Алексей Иванчин поясняет: согласно статьи 28 Федерального закона № 184-ФЗ "О техническом регулировании", компания "обязана приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия декларации о соответствии истек, либо действие декларации о соответствии приостановлено, либо прекращено".

Проще говоря, "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ II" работает до первой проверки любого государственного надзорного органа, потому что декларация о соответствии — ключевой документ, на основании которого любое гидротехническое сооружение в России можно эксплуатировать.

Но это нарушение, так сказать, бумажное. Отсутствие декларации напрямую не влияет на безопасность причала. Оно, скорее, говорит о том, что компания не отчиталась перед государством о безопасности своего гидротехнического сооружения.

Напрягает пункт 3.12, из которого следует, что в "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ II" размывается крепление одного из причалов, а сам причал просел и потихоньку сползает в воду. А еще там написано, будто эту проблему обнаружили в прошлом году, но особых мер не предприняли.

"Подмывы под железобетонные плиты крепления дна причалов обычно возникают из-за двух факторов: воздействия течения и гребных винтов. Сами по себе подмывы и, соответственно, просадка причалов в местах со сложных гидрологическим режимом, безусловно присутствующим в порту Высоцк - достаточно рядовое явление. Но на них нельзя не обращать внимания, иначе в какой-то момент причал может сползти в воду и разрушиться, из-за чего придется прекратить перевалку нефтепродуктов. Беспокоит не сам факт неисправности, а отсутствие понимания её масштаба, оперативной реакции на нее…", - говорит эксперт Алексей Иванчин.

По его словам, в России еще не было аварий, связанных с разливом нефти из-за разрушения причалов. Но это не исключено, если грузовые работы на причале совпадут с его интенсивным разрушением. Такое маловероятно и возможно при совсем уж фантастическом стечении обстоятельств, но если вообще не предпринимать никаких мер по поддержанию причалов в работоспособном состоянии, то, как пишется, — многоточие...

Попытки получить комментарии в ООО "ЛУКОЙЛ-Транс", которое управляет ООО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ II", и в самом РПК ни к чему не привели. Кстати, 47news стало известно, что у "ЛУКОЙЛ-Транса" проблемы технической безопасности возникают не только в Высоцке.

В прошлом году бывший сотрудник другой управляемой им компании — занимающегося нефтеперевалкой на берегу Печорского моря в Ненецком автономном округе ООО "Варандейский терминал" — Андрей Мизюк забросал жалобами госорганы.

"Подводный нефтепровод находится в неисправном состоянии, а именно планово-высотное положение подводных участков … не находится в проектных отметках, участки выступают на поверхность морского дна, что создает угрозу их повреждения ледовыми образованиями … как следствие ведет к высокому риску загрязнения окружающей среды…", — написано в обращении, которое Андрей Мизюк отправил в подразделения Ростехнадзора, Росприроднадзора и Ространснадзора.

Он основывался на результатах аудита по вопросам промышленной безопасности, проведенного "ЛУКОЙЛ-Трансом" в апреле прошлого года в управляемых компаниях — фактически, он вынес сор из избы после увольнения с "Варандейского терминала". Формальным результатом жалоб стали неотягощенные смысловой нагрузкой отписки из госструктур. Самым содержательным видится письмо Печорского управления Ростехнадзора, руководитель которого Сергей Галынин сообщил: "Обществу было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований…"

"ЛУКОЙЛ-Транс" отнесся к аудиту вполне серьезно и в мае прошлого года разослал руководителям управляемых обществ, одно из которых "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ II", акт проверки с целью "недопущения аналогичных нарушений".

Лев Годованник
для 47news

Для кругозора:

ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" — оператор железнодорожных перевозок наливных грузов, производимых топливно-энергетическим комплексом. Является 100% дочерней структурой ПАО "ЛУКОЙЛ". "ЛУКОЙЛ-Транс" управляет тремя нефтеналивными терминалами: ООО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ II", ООО "ЛУКОЙЛ-Комплексный нефтяной терминал" (в портах Высоцк и Калининград соответственно) и ООО "Варандейский терминал", расположенном на берегу Печорского моря. Кроме того, у ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" есть дочерняя компания СИА "ВАРС", переваливающая нефтепродукты в порту Вентспилс в Латвии.

ООО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ II" за первое полугодие 2020 года перевалил 5,8 млн тонн нефтепродуктов, что составило около 8% нефтеперевалки всех российских портов Балтийского моря.

Актуально:

По данным Sputnik от 2 октября, представители белорусского концерна "Белнефтехим" обратились в "ЛУКОЙЛ-Транс" с предложением о перевалке белорусских нефтепродуктов, которые сейчас экспортируются через порт Клайпеда в Литве. Вопрос переориентации белорусского экспорта из Прибалтики в Россию возник после конфликта между белорусским и литовским правительствами. Александр Лукашенко считает, что Литва поддерживает протестные настроения внутри Беларуси, связанные в последними президентскими выборами.