Белорусский президент Александр Лукашенко предложил губернатору Александру Дрозденко построить порт в Ленинградской области для морского экспорта белорусских товаров. Глава Беларуси готов вложить в проект деньги, сэкономленные на строительстве АЭС в Гродненской области.

Такое заявление Александр Лукашенко сделал в Минске 24 сентября на встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко и аграрным вице-губернатором Олегом Малащенко.

"Мы очень много говорим и работаем по перестроению логистики по поставке наших товаров. Нам надо договориться, во что бы это ни встало. А вопрос один. Я думаю, это железнодорожные тарифы и перевалка в портах. Я когда встречался с президентом России, мы очень много обсуждали этот вопрос, и я ему сказал, что мы можем с ленинградцами скооперироваться и построить там свой причал, скажем так, свой порт. Он загорелся этим вопросом, и я ему даже предложил решение этого вопроса финансовое: все, что мы сэкономим на атомной станции, которая строится за счет кредитов Российской Федерации, мы готовы взять кредит из сэкономленного и вложить в строительство терминала там. Если будет желание у вас, Александр Юрьевич, мы с большим удовольствием можем с вами реализовать этот проект совместный…", - сказал белорусский президент.

Вопрос о морской перевалке белорусских грузов через российские порты Балтийского моря возник после президентских выборов в Республике Беларусь, против которых выступили в ЕС. Александр Лукашенко связал эти акции с деятельностью спецслужб прибалтийских стран, через порты которых на данный момент республика экспортирует свои товары.

Белорусский экспорт — это, в основном, нефтепродукты и минеральные удобрения.

Ex-Press.by оценивает объем экспорта нефтепродуктов из страны в 10,5 млн тонн в год, около 6 млн тонн из которых уходят через порты Прибалтики. Российский министр энергетики Александр Новак заявил, что пока речь идет о возможной переброске из прибалтийских портов около 4 млн тонн белорусских нефтепродуктов в год. Такой объем легко возьмут целиком "Усть-Луга Ойл" в Усть-Луге или "РПК-Высоцк "Лукойл II" в Высоцке. И это не просто расчеты - представитель белорусского государственного "Белнефтехима" заявил о готовности начать переговоры о поставках нефтепродуктов в российские порты Балтики взамен литовского транзита уже в сентябре. Создается впечатление, что о строительстве еще одного нефтеналивного морского терминала в Ленинградской области речи не идет - там и так достаточно свободных мощностей.

Предполагается, что Александр Лукашенко имел в виду строительство терминала для морской перевалки других белорусских грузов — прежде всего, минеральных удобрений.

Основной их экспортный поток идет сейчас через литовский порт Клайпеда, 30% акций которого Белоруссия приобрела в 2013 году. По данным Sputnik, в 2019 году клайпедский порт перевалил 14,1 миллиона тонн белорусских грузов, это 30,5% от всех погрузок порта.