Не прекращается вал сообщений о том, что телефонные проходимцы ежедневно выманивают у граждан миллионы рублей. 47news рассказывает о самых ходовых приёмах мошенников и о том, как от них защититься.

Количество звонков от мошенников в адрес клиентов банков и других финансовых институтов в период пандемии выросло на 200%, заявила недавно глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Практически ежедневно полиция сообщает о десятках новых случаях махинаций со средствами на банковских счетах жителей Петербурга и Ленобласти. Особенно часты инциденты с наиболее уязвимой категорией населения – пожилыми людьми.

47news собрал самые распространённые приёмы телефонных мошенников. Наиболее частым является сообщение о якобы несанкционированном доступе к счёту жертвы. Звонящие представляются сотрудниками службы безопасности того или иного банка и деловито начинают инструктировать, что нужно сделать для того, чтобы сохранить накопления. Как правило, проходимцы рекомендуют снять деньги и перевести на продиктованный счёт. Для нагнетания атмосферы тревоги звонки порой поступают подряд с нескольких номеров как бы из разных подразделений банка. Бывает и так, что голоса в трубке представляются службой безопасности Центробанка из Москвы - расчёт идёт на доверие людей, особенно пенсионеров, к государственным институтам. Более того, мошенники находят в социальных сетях или на фишинговых сайтах персональные данные – ФИО, дату рождения и другие, – чтобы звонок выглядел ещё более убедительным.

Второй по распространённости способ – когда владелец счёта под тем или иным предлогом сообщает данные карты, в том числе пин-код и CVV-код на обороте пластика. Бывает и так, что просят назвать только код из смс от банка, но это лишь значит, что данные вашего счета у мошенников уже есть, возможно, карта была скомпрометирована, и код нужен, чтобы провести незаконную операцию. Не делитесь такой информацией ни с кем.

Ещё одна "модификация" – когда звонящий инструктирует, какие манипуляции нужно произвести в личном кабинете для перевода средств на якобы безопасный счёт. В этом случае жертва не покидает дома, а, значит, сотрудники банка не могут очно заметить подозрительное снятие в отделении кредитного учреждения.

Есть и менее тривиальные методы. Так, 31 августа во всеволожскую полицию обратилась 58-летняя жительница Сертолово. Чуть ранее ей позвонила девушка и представилась сотрудницей одного из банков. Она сообщила, что на имя дамы оформлена кредитная карта, но, чтобы её получить, необходимо перевести деньги на другой счёт, и продиктовала реквизиты. Пенсионерка поверила и потеряла почти 3 миллиона рублей.

Более изощрённые способы практикуют те, кто предлагает установить на телефон "защитную" программу. Например, раздаётся звонок с внушающего доверие номера "8-800-...". Лжебезопасник говорит, что замечены подозрительные операции со счётом и надо подстраховаться. После установки вредоносного ПО деньги исчезают в неизвестном направлении.

Отдельно стоит сказать о том, что мошенники используют подменные номера с префиксами Москвы "495" и "499". Технически, жулики подключаются к тем операторам IP-телефонии, которые разрешают использовать любые номера при исходящих звонках. Эксперты говорят, что подставить номер очень просто – сервер при отправке звонка просто указывает нужные цифры. Звонок идет не по телефонной сети, но в настройках прописано, какой номер высвечивается пользователю на противоположном конце.

Компании, предоставляющие финансовые услуги, постоянно информируют клиентов о том, как обезопасить себя от телефонных мошенников. Так, Сбербанк настоятельно рекомендует, во-первых, записать номера банка в адресную книгу своего телефона: 900, 88005555550. Если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный. Во-вторых, сразу заканчивать разговор в сомнительных ситуациях. Позвоните в банк и сообщите о случившемся. В-третьих, не совершать никаких операций по инструкциям звонящего. Работник банка никогда не попросит клиента перевести денежные средства или предоставить секретные данные от карты и интернет-банка: ПИН-, CVV- или CCV-код, код из СМС или пароли от Сбербанк Онлайн. Также следует проверить, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если вы успели что-то сообщить мошенникам, сразу позвоните в банк.

Ещё одной угрозой в последнее время стали так называемые брокеры, которые звонят и предлагают дилерские услуги по приумножению средств. При этом они не имеют лицензий и к реальным брокерам или дилерам не имеют никакого отношения. Как сообщал в сентябре зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов, разработаны алгоритмы фрод-мониторинга для помощи клиентам, попавших на удочку так называемых "псевдоброкеров". Благодаря этой системе было предотвращено переводов на сумму более 850 миллионов, а также остановлена выдача более 600 кредитов для "инвестирования" на общую сумму 190 миллионов рублей. "Эти средства наши клиенты собирались отдать в руки мошенникам", - рассказал Кузнецов.

Важно помнить, что прежде чем переводить деньги компании, нужно убедиться, что у нее есть лицензия. Не стоит забывать и том, что если деньги переведены в организацию, зарегистрированную на территории другого государства, то споры придется решать в правовом поле иностранного государства, так как законы РФ не действуют за пределами страны. Как сообщают в Сбербанке, если вы перевели деньги на счёт компании, банк не сможет их вернуть. Процедура chargeback, предусмотренная правилами платежных систем для возврата необоснованно списанных средств, и рекламируемая мошенниками как механизм защиты инвесторов, в данном случае не применяется, так как списание со счетов происходит по инициативе самих клиентов, и услуга по переводу средств со счета карты на личный счет является оказанной. Перечень же российских компаний, у которых есть соответствующая лицензия, представлен на сайте Центрального банка РФ.