Подавляющее большинство российских семей (72%) за последний год взяли как минимум один кредит, говорится в исследовании НАФИ, данные которого во вторник приводят "Известия".

Подобное исследование в 2017 году проводил ВЦИОМ. На тот момент доля семей, где хотя бы один из членов брал кредит за последние 12 месяцев, составляла 57%.

В НАФИ выяснили, что сейчас больше других склонны занимать россияне от 25 до 44 лет — 12% опрошенных. Меньше остальных подвержены соблазну жить в долг пенсионеры — их 4%. Потребительский кредит — самый популярный вид займов, его за последний год брали 51% банковских клиентов, подсчитали аналитики. По 14% пришлось на оформлявших ипотеку и POS. 8% покупали в долг автомобиль.

Причем жители Москвы и Санкт-Петербурга за последний год пользовались потребительскими ссудами существенно реже, чем заемщики в среднем по стране — 28% против 51%. Они активнее брали кредитные карты: 44% против 28% в среднем по России.

Молодые люди чаще живут не по средствам: они занимают, чтобы купить сейчас и расплатиться в будущем, пояснил главный экономист ПФ "Капитал" Евгений Надоршин. При этом вероятность, что их доходы будут расти, намного выше, чем у людей более старшего возраста.

По его прогнозам, закредитованность семей будет увеличиваться: займы станут брать те члены семьи, которые пока свободны от долговой нагрузки.

За последние 10 лет — примерно с кризиса 2009 года — доля семей с кредитами выросла в три-четыре раза, оценил президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев. Он согласен, что показатель будет увеличиваться и в дальнейшем. Причем спрос на жизнь взаймы не спадет из-за снижения реальных располагаемых доходов: россияне уже перестроились на потребительскую модель поведения, отметил он.

— Теперь необязательно копить, как это было принято в советское время, можно купить здесь и сейчас. Это не проблема, если заемщик стабильно зарабатывает для обслуживания кредита. Хуже, когда банки удовлетворяют фактически неплатежеспособный спрос, — пояснил Мехтиев.

При этом, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян во II квартале 2020-го упали на 8%.