Из полпредства по СЗФО идут сигналы: ехали бы в Ленобласть десятки тысяч тонн отходов с МПБО-2. 47news расшифровал имена родственников.

До конца октября должны быть вывезены 42 тысячи тонн неидентифицированных отходов с площадки завода МПБО-2 в Янино. По информации 47news, исполнитель контракта, самарская компания “ТрансЭко”, спешно ищет полигон, который согласится принять такой объём. Понимания её представители до последнего времени у местных игроков рынка не находили. В контексте МПБО уже уголовное дело, обыски, претензии Росприроднадзора к классу опасности и непонятно куда девшиеся средства, уже собранные с петербуржцев за утилизацию.

При этом и властям Ленобласти не было резона содействовать - мощности полигонов на исходе. Но и это не главное. Как только будет определено, куда поедут вереницы грузовиков, там неизбежно вспыхнет недовольство, переходящее в митинги, как это было в Сланцах.  

В последние дни диспозиция, как говорят, поменялась - на Суворовском стали получать сигналы из полпредства президента по СЗФО. Их смыслы и целеполагание - смягчить позицию и принять отход. Мелодия же аргументации в том, что если МПБО-2 встанет, то не сможет принимать мусор города, и родину президента ждёт мусорный завал. Отметим, утверждение, скорее, ради убеждения, поскольку сегодня и так большая часть мусора едет напрямую в Ленобласть, минуя завод в Янино. Просто в терсхеме записано обратное. Есть мнение, что инициатором и проводником свежей мысли стал заместитель полпреда президента по СЗФО Вадим Потомский.

Тем временем, в июле исполняющим обязанности директора МПБО-2 стал Башир Вешагуров. Бывший директор Тихон Шмелёв, по всей видимости, растворился в дымке следственных действий. Про Вешагурова понятно пока только то, что служил начальником отдела полиции в Барнауле. Любопытнее другой ответственный сотрудник, зовут его Багдасаров Леон Олегович. Он занимает должность замдиректора по техническому обеспечению, отвечает за транспортный цех. В итоговом протоколе комиссии по оценке результатов конкурса на упомянутый вывоз отходов Багдасаров значится как зампредседателя комиссии. Пришёл он на предприятие вместе со Шмелевым в июле прошлого года.

По данным 47news, 29-летний Леон - сын 63-летней Людмилы Багдасаровой и 65-летнего Олега Багдасарова. Он приходится братом 67-летней Наталье Потомской (в девичестве Багдасаровой) – матери Вадима Потомского. То есть Леон - двоюродный брат Вадиму. Они кузены. Ещё один кузен замполпреда - 28-летний Артём Багдасаров. Артём, Леон и члены семьи Потомского дружат и в соцсетях.

По данным СПАРК-Интерфакс, Людмила Багдасарова является учредителем перевозчика бытовых отходов "Всеволожскспецтранс", где ранее бенефициаром был Вадим Потомский. Следующая компания “Флора Плюс”, уже недействующая, тоже занималась сбором отходов. В её учредителях были Багдасарова и Потомский. Леон же был соучредителем в компании “Автоломбард” с 39-летней сестрой Потомского Любовью.

В период с февраля 2014 до октября 2017-го Потомский был губернатором Орловской области. В марте 2014-го в Орле зарегистрирована компания “Экотэк” с профилем - вывоз мусора. За четыре года она взяла подрядов на 120 млн рублей преимущественно от государственных учреждений. В 2017 году владельцем стал Артём Багдасаров.

После отъезда Потомского из Орла “Экотэк” сменил регистрацию на Всеволожский район. Ещё одна орловская компания Артёма - “Экополис”. Потомский публично заявлял, что она создаст новый полигон и экотехнопарк. Леон же зарегистрировал в Орле ООО “Экотэксити”, но уже на излёте губернаторства родственника.

В полпредстве Вадим Потомский курирует вопросы природоохранной деятельности, экологии и транспорта. В контур его ответственности входит обращение с отходами. В правительствах города и области отмечают, что он всегда вел совещания на эту тему.

Заметим, что когда полпред президента по СЗФО Александр Гуцан устал от заголовков про мусор, он усадил за один стол и Беглова, и Дрозденко.  Была создана рабочая группа, возглавил её Потомский. О результатах не сообщалось.

По данным 47news, на прошлой неделе сигналы о том, что мусор нужно аккуратно принять, дошли сначала до профильного вице-губернатора Ленобласти Михаила Ильина, но понимания не встретили. Говорят, в итоге сработал примерно такой аргумент: что это за взаимодействие между областью и городом, где образуется 1,8 млн тонн мусора, если с жалкой кучей на 40 тысяч справиться не можем? Так или иначе, председатель областного комитета по обращению с отходами Алексей Пименов вроде взял под козырёк. На звонки 47news он не ответил.

Активизировался и самарский перевозчик. Правда, в Петербурге на переговорах заметили не представителя компании "Транс-Эко", выигравшей конкурс, а исполнительного директора мусорного регоператора Самарской области “Экостройресурс” Вячеслава Дормидонтова. 47news набрал его, чтобы внести ясность. В ответ из внятного услышал лишь разборчивое ругательство.

Кстати, сегодня участники рынка предполагают, что поскольку с финансированием вывоза были проблемы, победитель будет возить за свои, а МПБО-2 рассчитается позже. Уже в эту финансовую канву укладывается то, что переговоры ведёт регоператор Самарской области (оборот в 2019 году 4,6 млрд рублей, в 2018 — 12 млрд рублей).

И так понятно, что принять десятки тысяч тонн сможет только полигон "Северная Самарка" во Всеволожском районе либо Новый Свет под Гатчиной. Ещё вариант - полигон в Сланцах, но туда возить варягам экономически непривлекательно, да и мусоровозы нужны специальные, а таких и у местных-то игроков мало. В любом случае, в каждой из этих локаций сильны протестные настроения. "Самарка" -  крупнейший полигон, который регулярно атакуют экологи и жители. "Новый Свет" -  возвышается на 70 метров и виден из Гатчины, а Сланцы уже выходили на улицу.

Михаил Ильин на вопрос 47news, куда и когда поедет мусор с МПБО-2, традиционно проворчал и бросил трубку.

С директором регоператора Ленобласти "Управляющая компания по обращению с отходами” Николаем Хасиевым связаться не удалось, его сотрудники сообщили, что он в отпуске. Ранее собеседники в УК говорили, для начала хорошо бы взглянуть на документы, что это за мусор. Также звучало, что бегать между улицей Чайковского и Литейным, объяснять, чего и сколько принято, ни у кого желания нет (здания Управления экономической безопасности и Управления ФСБ – прим. ред.).

Владелец перевозчика "Автопарк №1 Спецтранс" и гатчинского полигона "Новый Свет-ЭКО" Анатолий Язев заявил, что не намерен принимать такой отход. 

- Это невозможно ни юридически, ни технически. Он же год лежит, всё перегнило. Да и что там - неясно. Мы когда-то пробовали компост привозить, но даже от нормального - запах на всю округу. Нужна отдельная технология. К тому же, у нас мощностей мало, приходится беречь для приёма отходов из города, - рассказал Язев, добавив, что вариант один - везти в Сланцы, либо объявлять ЧС и раздавать всем полигонам понемногу.

По словам директора полигона “Северная Самарка” Владимира Шматова, он тоже не сможет принять отходы с МПБО-2.

- Это смесь неясного происхождения. Если смотреть классификацию, несанкционированная свалка. Этого вида отхода у нас в лицензии нет. И потом мы принимаем 30% коммунальных отходов, остальное - строительные. Нам такой объём коммунального даже теоретически не принять, если только не разрешат открыть вторую карту, - с ноткой торга прокомментировал Шматов.

Известный 47news телефон Леона Багдасарова на момент подготовки публикации не отвечал.

Если же о смыслах, то по словам чиновников и коммерсантов, в связи с тупиковой ситуацией в сфере обращения с отходами сложилсь ситуация, что либо гора на МПБО сдвинется, либо сдвинут куратора темы Потомского. Впрочем, и без него гору придётся вывозить.

В разговоре с 47news Вадим Потомский удивился:

- Моему брату теперь нигде не работать что ли? Тем более, это госструктура, а не компания Потомских. За финансовую часть и что куда везти он не отвечает. Его направление -  техническая часть. За год восстановил работоспособность всей техники — биобарабаны, мусоровозы. Разобрался с потреблением электричества, на него раньше бешеные деньги шли.

- По линии размещения вы воздействуете на Ленобласть? - спросил 47news.

- Я делаю свою работу и прилагаю все необходимые усилия для наведения порядка. Этот балласт и компост должен быть размещён на полигонах, сорок лет размещали, а тут вдруг стало нельзя. Полигон в Новосёлках закрыт. Единственный субъект, который может принять - это Ленобласть, не в Москву же везти. Все ведомства дали добро, надеюсь, в ближайшее время всё будет решено.

- Есть мнение: чиновники в целом замерли из-за боязни того, что дойдёт до президента и полетят головы.

- Если ничего не делать, то полетят не головы директоров.

Виктор Смирнов,
47news